Гуманистическая психология — направление в психологии, предметом изучения которого является целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях.
Очень толковая статья с продуманными позициями и далеко идущими выводами. По большинству позиций я с автором серьезно не согласен, но - заочно с уважением жму руку. Все бы так делали науку!
Мы никогда не разберемся в человеке, если будем по-прежнему игнорировать его высшие устремления. Такие термины как "личностный рост", "самоактуализация", "поиск себя и своего места в мире", следует принять и широко употреблять уже потому, что они описываю
Мои искания в психологии заставляли меня двигаться во всевозможных направлениях. Некоторые из них выходили за пределы обычной психологии — по крайней мере, в том ее понимании, какому я был обучен. Постепенно этот подход превратился в общую философию психологии и науки вообще, религии, труда, менеджмента, а теперь и биологии. По сути он стал мировоззрением.
Главный вопрос любого клиента, если откинуть поверхностную шелуху, это: «Кто я — в действительности? Как мне стать самим собой?»
Обычная психотерапия удовлетворяется тем, что делает человека «свободным от» психических и физических нарушений или трудностей. Как логотерапия и экзистенциальный анализ стремятся сделать людей свободными в другом и более основном смысле: «свободными для» того, чтобы принять свою ответственность на самих себя.
Интересно, что произошло бы в ваших взглядах на жизнь, если бы вас два года гноили в концлагере, а выйдя оттуда, вы узнаете, что ваша семья - то, чем вы держались все это время - уничтожена? Виктор Франкл после этого укрепился в убеждении, что жизнь прекрасна. И имеет смысл.
Эта книга – первый том несостоявшейся многотомной систематизации психоанализа, которую мечтал осуществить Э.Фромм. Содержание книги значительно шире, чем обозначено в названии. В работе анализируется проблема зла в человеке, в социальных отношениях, в истории. Книга адресована широкому кругу читателей.
Свобода принесла человеку независимость и рациональность его существования, но в то же время изолировала его, пробудила в нем чувство бессилия и тревоги. Эта изоляция непереносима, и человек оказывается перед выбором: либо избавиться от свободы с помощью новой зависимости, нового подчинения, либо дорасти до полной реализации позитивной свободы.
Основоположник неофрейдизма Э.Фромм рассказывает в работах, собранных в этой книге, о том, как преображается внутренний мир человека. Пациент приходит к врачу и вместе они блуждают по закоулкам памяти, в глубинах бессознательного, чтобы обнаружить спрятанные тайны. Стоит ли заставлять пациента переживать заново жизненные катаклизмы, детские боли, завязи мучительных впечатлений?
Эта книга, как раз напротив, ставит целью показать, что любовь - не сентиментальное чувство, испытать которое может всякий человек независимо от уровня достигнутой им зрелости. Она хочет убедить читателя, что все его попытки любви обречены на неудачу, если он не стремится более активно развивать свою личность в целом.
Не бог, в какие бы теологические, философские или исторические одежды его ни облачали, посылает человеку спасение или приговор. Только сам человек может найти для себя цель своей жизни и способы ее достижения.
Современная культура вся пронизана табу на эгоизм. Нас научили тому, что быть эгоистичным грешно, а любить других добродетельно. Классическое выражение этот принцип обрел в кальвиновской теологии, согласно которой человек по сути своей зол и бессилен.
Бегство современного человека от самого себя и от своей свободы я рассматриваю как проблемы этики, норм и ценностей, ведущих к реализации человеком своего "Я" и своих возможностей.