УПП

Цитата момента



Если человек знает, чего он хочет, он или мало знает, или мало хочет.
Не слишком ли много вы знаете?

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Творить – значит оступиться в танце. Неудачно ударить резцом по камню. Дело не в движении. Усилие показалось тебе бесплодным?

Антуан де Сент-Экзюпери. «Цитадель»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d542/
Сахалин и Камчатка

Глава 10. ТЕМПЕРАМЕНТ

Любая жесткая программа, которая чужда природе человека и вносится внушением, насилием, оборачивается уничтожением Человека в человеке.

С. Холл

Картинки Х. Битструпа: на скамейке сидит господин и читает газету. Рядом лежит его шляпа.

Четыре темперамента

К скамейке подошел человек и, не заметив шляпу, сел на нее. Хозяин взял измятую шляпу, спокойно посмотрел на нее, одел и продолжил чтение.

Вторая серия картинок. Та же сцена: хозяин грубо оттолкнул севшего и начал кричать на него.

Третья серия. Та же сцена: хозяин посмотрел на шляпу и начал хохотать.

Четвертая… То же. Хозяин взял шляпу, посмотрел на нее и чуть не заплакал.

Каждая серия картинок отражает определенный темперамент. Какой именно?..

Темперамент (лат. – надлежащее соотношение частей, соразмерность) – природные особенности личности, которые отличают поведение одного человека от другого и взаимоотношения между ними.

Четыре друга с ярко выраженными темпераментами опоздали в театр. Как каждый из них ведет себя в данной ситуации?

Холерик вступает в спор с билетером, уверяет, что часы в театре спешат, пытается оттолкнуть его и проскочить на свое место.

Сангвиник сразу понял, что в партер его не пустят, но на верхние ярусы пройти проще – и побежал туда.

Флегматик увидел, что в зал не пускают, и подумал: «Первое действие всегда неинтересно. Схожу пока в буфет и подожду там антракта».

Меланхолик: «Мне всегда не везет! В кои веки выбрался в театр – и то неудачно!» Вышел и поехал домой.

Каждый человек обладает всеми видами темперамента, с преобладанием каких-то черт. Иногда эти черты выражены ярко: флегматики – Крылов, Кутузов. Сангвиники – Лермонтов, Наполеон. Меланхолики – Гоголь, Чайковский. Холерики – Пушкин, Суворов. Иногда темперамент трудно определить, потому что преобладание того или другого даже в течение одного дня меняется.

В общих чертах особенности поведения могут быть сведены к трем основным свойствам нервной системы:

1. Динамика – сила чувств, их глубина и поверхностность.

2. Скорость, подвижность протекания нервных процессов.

3. Равновесие нервных процессов, устойчивость или быстрая смена, преобладание раздражительного процесса над тормозным или наоборот.

Что такое подвижность, равновесие?.. Обратимся к Павлову: «Быстро, по требованию внешних условий уступать место, давать преимущество одному раздражению перед другим, раздражению перед торможением или обратно».

В каждом человеке эти черты присутствуют в разных комбинациях. Они определили ЧЕТЫРЕ типа высшей нервной деятельности.

Уникальность человека – в отпечатках пальцев. Темперамент – это невидимые причины индивидуального поведения. Рычаги его – законы личностного тяготения.

Почему нам надо это знать?

Потому что, постоянно разрешая себе указывать, приказывать, угрожать, требовать «только так и не иначе», мы даем простор своей безграмотности и, нарушая законы природы в человеческом существе, доводим его до пассивности, равнодушия или озверения.

Обратимся к характеристикам каждого типа.

МЕЛАНХОЛИК.

И. Павлов: «Слабый тип нервной системы с преобладанием тормозной реакции».

Отличается внешне слабой возбудимостью, но внутренней глубиной и длительностью эмоционального отклика. В защиту от внешних влияний, которые требуют энергичных действий «уходит в себя, под свою скорлупу».

Рассмотрим меланхолика с музыкальной точки зрения. Что такое «слабый тип с тормозной реакцией»? Что ему трудно в отношении динамики?.. Темпа?.. Если в произведении преобладает форте и педагог, например сангвиник, требует исполнения динамики в своем понимании, он ставит нервные клетки коры головного мозга ученика на край гибели. Отсюда его поведение: «Не хочу играть эту пьесу!» «Не пойду на урок!» И не пойдет, или просто не выучит домашнее задание, скажет, что потерял ноты, забыл их дома, не может найти… То же и в отношении темпа. Меланхолик никогда не сможет выполнить обозначения Vivo, Allegro con fuoco. Меланхолический акцент в игре все равно сохранится…

В музыкальной педагогике для преодоления всех трудностей, связанных с особенностями типа нервной деятельности, можно использовать метод «этюдов» – но не в смысле развития техники, а в смысле – выполнения набросков, как в живописи. В поиске нужных деталей образа голову Демона Врубель писал 40 раз. В. И. Суриков рисовал юродивого в картине «Боярыня Морозова» несчетное количество раз.

В музыке, чтобы преодолеть трудности исполнения, связанные с темпераментом, расширить объем темпа и динамики, необходима вначале не длительная работа над одним и тем же произведением, а «эскизная» работа над большим количеством мелких пьес, особенно программных. Для достижения цели большую роль играет «словесный портрет» изображаемого персонажа, «рисунок» самого исполнителя или подобранный для него педагогом.

На выступлениях в хоре могут быть обмороки. Почему? Обычно перед выходом на сцену руководитель говорит об ответственности каждого, о необходимости постараться, чтобы очень хорошо спеть и т.д. Ребенок, любящий пение и дирижера, часто затрачивает силы все, до конца – на первое, второе произведение. Затем перенапряжение сказывается. Слабый тип нервной системы требует отдыха, а условия не предоставляют такой возможности. Маленький исполнитель бледнеет, ему становится плохо.

И. Павлова характеризует данный тип темперамента следующим образом: «Ни во что не верит, ни на что не надеется. Во всем видит и ожидает опасное». Для педагога эти слова – ключ к общению. Страдание меланхолика с детства непереносимы по любой, с нашей точки зрения, пустяковой причине. Всему он придает значение, во всем усматривает источник забот и трудностей. Переживания его сильны и длительны. Поэтому критика исполненного им произведения никогда не должна быть прямой, положительные отзывы о каких-то, хотя бы маленьких достижениях должны подготовить ее, потому что каждую негативную оценку по поводу исполненного им произведения он сам возведет в превосходную степень.

Меланхолик очень быстро привязывается к педагогу, трудно переносит переход к другому. И если новый педагог делает какие-либо замечания на предмет того, что его неправильно учили, он становится замкнутым, иногда упрямо защищает приемы игры, постановку рук, которые новый педагог считает неправильными. Мимика ярко передает эмоциональное состояние. Дрогнувшие губы, мигание век, подергивание ноздрей, подбородка, – это SOS всего организма. Сигнал, требующий придти на помощь.

ФЛЕГМАТИК.

Сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы. Сделаем самостоятельный вывод, в чем трудности работы флегматика над произведением?.. (В каком темпе?.. С какой динамикой?..) И. Павлов: «Флегматик всегда спокойный, ровный, настойчивый, упорный труженик жизни». Длительная трата энергии и накопление ее. Имея механизм сильного торможения, ему не трудно сдерживаться. Глубина чувств – почти как у меланхолика, но чувства не отражаются на лице. Поэтому часто создается ложное представление, что ему можно сказать, что угодно. Именно об этом типе темперамента Гиппократ сказал: «Горе, не выплаканное в слезах, заставляет плакать внутренние органы». Работоспособен. Прежде чем что-то решить, обстоятельно обдумывает варианты. Принятые решения выполняет. Трудно переключается, особенно если это связано с необходимостью отказаться от прошлых убеждений. Поэтому его часто принимают за «упрямого». При выступлении необходимо учитывать именно эту особенность. Переход от темпа одной пьесы к другой не должен быть резким.

Несколько лет назад родители многих учеников, которых перевели во вспомогательные школы, обратились к медицине с просьбой проверить их детей, потому что они не были согласны с этим переводом.

Проверка показала, что только единицы должны были из этой группы учиться во вспомогательной школе, остальные были флегматиками, меланхоликами. К такому отсеву привели школьные задания: чтение на быстроту (большей нелепости придумать трудно!) и скоростное решение задач по математике.

Не быстрое, а выразительное чтение – вначале взрослых, позже – вдумчивое самостоятельное чтение делает нас соавтором каждой прочитанной книги. Только в этом случае персонажи приобретают конкретный образ, а их размышления, речь – конкретную интонацию в воображении читающего. С раннего детства ребенок учится видеть не видя, слышать не слыша – одновременно. Сама природа в дискретность усвоения вложила систему полифонического осмысления (зрительного и слухового) сходных явлений в жизни героев книг – через переживание за ДРУГИХ. Накапливается опыт «Я». Руками прошлых поколений нам передан дар в виде возможности обрести человечность. 

Задачи по математике… Одни могут решить, например, за урок 6–7 задач, а другие 2–3. Вывод прост: кто решает мало задач, тот…       В наше время Кутузов и Крылов могли бы попасть во вспомогательную школу.

Существует множество рассказов о И. А. Крылове. Несмотря на принадлежность к флегматикам, он обладал юмором, настоящим, а не в виде анекдотов. Он мгновенно откликался на ситуацию. Говорят, Крылов жил в деревянном доме, где снимал квартиру. Хозяин с большим уважением относился к своему квартиранту, но очень боялся, что тот из-за рассеянности устроит пожар. Поэтому он написал обязательство от имени Крылова, что, в случае пожара по вине съемщика, тот заплатит ему 100 рублей. Крылов прочитал обязательство, подписал к сумме три нуля и расписался. Радость хозяина была беспредельной: «Вы заплатите мне!!!» – «Нет, – сказал Крылов, – у меня и ста рублей нет, а вам приятно!»

В музыке флегматик, да еще левополушарный, рано начинает понимать, что его усилия в разучивании произведений могут быть огромны, а результат очень мал. Он может много раз повторять трудные технические эпизоды, но сыграть их быстро не сможет. И педагог (особенно если он холерик или сангвиник) очень часто бывает неудовлетворен его работой, потому что его представления о темпе данного произведения другие, а то, чего достиг ученик, не соответствует раскрытию содержания. Требование не по силам подавляет волю и педагог начинает думать, что ученик абсолютно не способен к занятию музыкой. Еще раз! Надо проявить терпение. И в природе одни растения приносят ранние плоды, другие – поздние. У флегматиков замедленный темп усвоения, зато знания очень прочны. У них слабая склонность к энергичным действиям. Они способны долго сохранять полученные впечатления. Легко уживаются с другими.

ХОЛЕРИК.

И. Павлов: «Неуравновешенный, легко раздражимый – с двумя сильными процессами: и раздражения, и торможения… Однако с преобладанием раздражимой реакции, часто безудержной».

 

Может истощить себя до полного изнеможения. Быстрота действий. Вначале действия, потом их обдумывание. Однако, может совсем не возвращаться к сделанному, сказанному, не оценивать свои поступки, особенно если они негативны. Быстро загорается, принимается за осуществление задуманного, но от препятствий, даже незначительных, отступает.

Его действия часто вызывают конфликтные ситуации, противодействие, потому что он горит недолго, нетерпелив к окружающим, не умеет логично доказать свою правоту, считает, что и так все ясно… Остывает к делу, за которое собирался бороться. Сделаем самостоятельный вывод о трудностях в работе над произведением: в каком темпе?.. С какой динамикой?.. Отношение к полифонии в младших классах?.. Быстро возникающие чувства ярко выражены в мимике, речи, жестах.

Два сильных процесса определяют его поведение: раздражение и торможение. Он непредсказуем. Например, вечером, на прослушивании программы к концерту, экзамену он играл хорошо, на следующий день, на самом выступлении, педагог, кроме слов: «Я тебя не узнал, это играл другой человек!..» – сказать ничего не может. И наоборот: на прослушивании он играл из рук вон плохо, на концерте, экзамене – прекрасно, потому что вечером организм был в состоянии торможения, а на следующий день выступление пришлось на время включения процесса раздражения. В этом же – причина непонятного поведения, проявления чувств в разных ситуациях. Например: похороны, человек плачет у гроба. Мы выражаем ему сочувствие, предполагаем, как тяжелы переживания… Через 15 – 20 минут встречаем его в другом помещении. Он делает замечания по поводу приготовления поминок, дает советы, что взять, куда положить, – и при этом совершенно спокоен. Нам приходит мысль: «Как можно так притворяться у гроба!» Нет! Это не так. Просто у него кончилось раздражимое вещество, идет его накопление.

Именно этот процесс может вызвать парадоксальные реакции. Например, в различных драматических ситуациях некоторые люди ощущают неодолимую потребность хохотать, что иногда и делают, не в силах сдержать себя. В особенностях работы нервной системы – неровность, отсюда и контрастное поведение: то безудержный, то равнодушный.

Укоры, призывы педагога, настойчивые побуждения к ровной целенаправленной работе портят отношения с учеником, могут вызвать огонь на себя, еще и потому, что холерик редко признает себя виновным.

Эти трудности общения сглаживаются, если понять ПРИЧИНУ этих явлений. Итак, ПОЧЕМУ?.. Вспомним поведение ребенка этого типа: массу дел начинает, почти ничего не заканчивает. Он хочет быть и поваром, и шофером, через некоторое время – пожарным, берется за одну работу, не закончит ее, или, только начав ее, бросает, переключается на другие. Его интерес широкоохватный:

Спорткружок, кружок по фото,
Ему еще и петь охота…

«Остановись, закончи хотя бы что-то одно!..» – рычит родитель.

Но это – способ НАЙТИ СВОЕ ДЕЛО. Этот поиск проходит через множество интересов, мимолетных или занимающих достаточно долгое время.

Если мы, взрослые, насильно ограничиваем холерика, он может никогда не найти себя, и до конца жизни не узнает, КАКОЕ ДЕЛО ЕГО…

Очень любит общество, любит быть в центре внимания. Чувства его бывают сильными, но непродолжительными. Во всем контраст. Подвержен гневу и страху.

Для такой напористой деятельности, огромного количества интересов, пусть мимолетных, организму нужен положительный настрой в «повышенной дозе» со стороны окружающих. Поэтому часто свою вину он перекладывает на близких, не задумываясь при этом о правомерности такого деяния.

САНГВИНИК.

И. Павлов: «Сильный, уравновешенный, очень подвижный тип нервной системы».

 

Делаем вывод – о трудностях в выборе репертуара: динамика?.. Темп?.. Все ли доступно?.. В начальных классах труднее дается работа над выразительностью, деталями. Этому мешает стремление к частой смене впечатлений. Длительная работа над произведением вызывает иногда сопротивление. Легкая возбудимость чувств, они могут быть и небольшой продолжительности, но сильными…

И. Павлов: «Очень деятельный, только когда занят интересным делом. Если его нет, – вялый, скучный. Никогда нельзя заставить его заниматься неинтересным делом». В детстве многое начинает и бросает, ищет СВОЕ дело, но не в таком разнообразии, как холерик.

Часто в 3-м, 4-м классе пишет расписание дня: встать во столько-то часов… Зарядка… И т.д. Но почти никогда не выполняет.

Трудность работы над репертуаром при выборе пьес. По предложению педагога может активно начать разучивание и остыть. Иногда навязанное может стать для него увлечением, если педагог заинтересует в работе над произведением. Сравнительно спокоен при неудачах, всегда надеется, что они СКОРО закончатся. В окружающем, даже отрицательном, умеет найти для себя пользу. Может признавать свои ошибки и преодолевать их.

Возможно, оптимизм сангвиника связан с умением следовать девятой заповеди Сенеки: «Из крапивы извлекай нитку, из полыни – лекарство». Быть внимательным к каждому мгновению жизни: ничто не повторится!

«Великая наука жить счастливо – это жить настоящим».

Пифагор.

РЕЗЮМЕ.

Естественно, что рассмотренные нами градации человеческого поведения даны лишь в общем плане. Каждый человек не обладает только одним видом темперамента. Но доминанты того или иного типа в нас заметны. Особенности проявления зависят еще и от среды, в которой рос человек, от воспитания, умения сдерживать свои отрицательные эмоции, от болезней, которыми он переболел, и т.д.

Сделаем еще один музыкальный акцент: коснемся вопроса составления АНСАМБЛЕЙ. У нас он зависит от смены, в которой учатся дети в общеобразовательной школе. Но мы должны помнить, что меланхолик не сможет продуктивно работать с холериком, а флегматик будет испытывать большие сложности в работе с меланхоликом. Трудности выявятся у сангвиника с меланхоликом, и только педагогический такт поможет их преодолеть.

Читайте далее: Глава 11. ЧУВСТВА



Страница сформирована за 0.11 сек
SQL запросов: 172