УПП

Цитата момента



Господи, дай мне терпения…
Немедленно!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Помни, что этот мир - не реальность. Это площадка для игры в кажущееся. Здесь ты практикуешься побеждать кажущееся знанием истинного.

Ричард Бах. «Карманный справочник Мессии»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d542/
Сахалин и Камчатка

Дейл Карнеги. Как преодолеть чувство беспокойства

Предисловие

В этой книге Дейл Карнеги:

1. Дает проверенные на практике рекомендации по устранению чувства тревоги, беспокойства.

2. Показывает, как можно уменьшить на 50% заботы, связанные с работой.

3. Приводит 7 способов как обрести мир и счастье.

4. Показывает, как можно уменьшить финансовые заботы.

5. Рассказывает, как обратить критику в свою пользу.

6. Показывает, как домохозяйка может избежать утомления и выглядеть молодой.

7. Дает советы, как сохранить состояние душевного равновесия.

8. Показывает, как можно увеличить время бодрствования на 1 час.

9. Рекомендует 4 привычки, которые помогут избежать утомления и озабоченности.

10. Приводит рассказы об обычных и знаменитых людях, как они изжили в себе чувство тревоги и начали жить полноценной жизнью.

9 Рекомендаций, как взять максимум из этой книги.

1. Иметь большое желание овладеть принципами, позволяющими преодолеть чувство беспокойства.

2. Читайте каждую главу 2 раза, прежде чем перейти к следующей главе.

3. Читая, почаще останавливайтесь, спрашивая себя, как самому применить каждую рекомендацию.

4. Подчеркните каждую важную мысль.

5. Просматривайте эту книгу ежемесячно.

6. Применяйте эти правила при каждой возможности, используйте ее как настольную книгу, которая помогает решать повседневные вопросы.

7. Вовлекайте кого-либо из друзей в эту игру: Как только он поймает вас на том, что вы нарушили один из этих принципов, отдайте ему 1/4 доллара.

8. Еженедельно отмечайте достигнутый прогресс. Спросите себя, какие ошибки вы сделали, что стало лучше, какие уроки вы получили на будущее.

9. Ведите записки, показывающие, когда и как вы применили те или иные принципы.

Как была написана эта книга?

35 Лет назад я был одним из самых несчастных парней в Нью-Йорке. Я зарабатывал на жизнь продажей грузовых автомобилей. Я не знал устройства моторов и не желал знать. Я ненавидел свою работу, ненавидел жизнь в дешевой мебилированной комнате, полной тараканов. Я питался в дешевых, грязных забегаловках, тоже населенных тараканами. Я приходил домой вечером с головной болью, вызванной чувством разочарования, озабоченности, горечи и протеста.

Мечты, которые я вынашивал в колледже обернулись ночными кошмарами. Что это была за жизнь? Неужели я всю жизнь должен выполнять работу, которую ненавидел, жить с тараканами, питаться кое-как и не иметь надежды на будущее?

Я мечтал иметь возможность читать и писать книги. Я знал, что могу все выиграть и ничего не потерять, бросив работу, которую ненавидел. Мне не нужно много денег, мне хотелось жить так, как я мечтал. Я подошел к своему Рубикону - к моменту принятия решения, с чем сталкивается большинство молодых людей в начале жизненного пути.

Я принял решение, и оно полностью изменило мою жизнь. Оно сделало счастливыми мои последние 35 лет жизни и оправдало мои утопические мечты.

Моим решением было: Отказаться от ненавистной работы и найти работу по душе.

Так как я окончил учительский колледж в Варренбурге, я решил зарабатывать на жизнь преподаванием в вечерней школе для взрослых. Днем я буду иметь время для чтения книг, подготовки лекций, работать над рассказами и романом. Я хотел "жить, чтобы писать, и писать, чтобы жить". Какой предмет мне преподавать? Я попытался оценить свою подготовку в колледже и пришел к выводу, что обучение ораторскому искусству и публичным выступлениям более всего остального пригодилось мне в жизни. Почему? Потому что я избавился от застенчивости, неуверенности в себе, научился общению с людьми. Я понял и то, что на роль руководителя обычно выдвигаются люди из тех, кто просыпался утром, может сказать, что он думает и и что он хочет.

Я предложил свои услуги вечерним курсам колумбийского и нью-йорского университетов, но эти университеты решили, что можно обойтись и без моей помощи. Я был разочарован, но сейчас благодарен судьбе за то, что не попал туда, а начал преподавать в одной из школ для взрослых. Ассоциации вечерних школ, где я должен был давать конкретные рекомендации, обеспечивающие быстрый результат. Мои ученики поступали в школу не затем, чтобы получить свидетельство об окончании или повысить свой социальный престиж. Они поступали для того, чтобы как можно быстрее решить возникшие проблемы. Они хотели научиться тому, чтобы выступать на деловых совещаниях без дрожи в коленях и не теряя сознания от страха.

Торговцы хотели научиться тому, чтобы разговаривать с "жестким" покупателем без того, чтобы выскакивать на улицу набраться храбрости для разговора. Они хотели развить в себе чувство уверенности, они хотели продвинуться в своих делах. Они хотели зарабатывать больше денег. А так как они платили за свое обучение по системе очередных взносов и прекращали платить, если не видели результатов, и так как я получал не постоянное жалованье, а определенный процент от взносов, то я должен был быть практичным, если не хотел остаться без копейки.

Таким образом, я получил бесценную практику. Я должен был заинтересовать студентов, я должен был помочь решить их проблемы. Я должен был так вести занятия в каждом семестре, чтобы они захотели продолжать обучение. Это была ответственная работа. Я полюбил ее. Я был удивлен, как эти люди развивали в себе чувство уверенности и как быстро они затем получали повышение по службе и прибавки к заплате. Курс имел успех, превосходящий мои самые оптимистические ожидания.

Через три семестра ассоциация вечерних школ, которая отказывалась вначале платить мне 5 долларов за вечер, стала платить 30, в соответствии с положенным процентом.

Вначале я учил только публичным выступлениям, а затем увидел, что мои ученики нуждаются в умении заводить дружбу и оказывать влияние на людей. Так как я не мог найти соответствующей книги о человеческих отношениях, я написал ее сам. Эта книга была написана как учебник для моих взрослых учеников, а так как я до этого написал еще четыре книги, о которых мало кто знал, то я и не мечтал, что книга "как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей" получит такое широкое распространение.

Через несколько лет я пришел к выводу, что есть еще другая важнейшая проблема для этих деловых людей - чувство беспокойства. Большинство моих слушателей работало инженерами, торговцами, бухгалтерами - здесь были представители самых разных профессий - и все со своими проблемами. Были среди них работающие женщины, были и домохозяйки, и у них тоже были проблемы!

Ясно, что нужен был учебник, помогающий избавиться от чувства беспокойства. Я попытался такой учебник найти в нью-йоркской публичной библиотеке. Но обнаружил, что в библиотеке всего 22 книги под рубрикой "беспокойство", в то время, как по червям имелось 188 книг. О червях книг написано в 9 раз больше, чем о чувстве беспокойства. Не правда ли, удивительно?

Поскольку преодоление чувства беспокойства является одной из самых важных проблем, стоящих перед человечеством, вы можете подумать, что в каждом институте, в каждом колледже имеется курс "как преодолеть чувство беспокойства". Однако, если и есть хотя бы один курс по этой теме где-либо на земле, я об этом не слышал. Не удивительно поэтому, что д. Сибури говорит в своей книге "как успешно бороться с чувством беспокойства": "Мы становимся взрослыми, но к жизни подготовлены также, как книжный ученый-червь к тому, чтобы выступать в балете".

Результат? Более половины коек в наших больницах заняты людьми с нервными и душевными недомоганиями. Я просмотрел все 22 книги по вопросу о чувстве беспокойства, имеющиеся на полках нью-йоркской библиотеки. Кроме того, я купил все книги по этому вопросу, которые смог найти. И все же я не смог бы выбрать ни одной, которая подходила бы в качестве учебника для моего курса в вечерней школе для взрослых. И тогда я решил написать ее сам.

Я начал готовиться к этому 7 лет назад. Как? Я прочитал, что говорили философы всех веков о чувстве беспокойства. Я также прочитал сотни биографий от Конфуция до Черчилля. Я беседовал с десятками известных людей, таких как Д. Демпсли, генерал О. Бредли, генерал М. Кларк, Генри Форд, Э. Рузвельт и Д. Дикс.

Но это было только начало. Я сделал кое-что еще, гораздо более важное, чем беседы и изучение литературы. 5 лет я проработал в лаборатории, занимающейся борьбой с чувством беспокойства - лабораторией являлись классы для взрослых. Насколько я знаю, это была первая и единственная в мире лаборатория такого рода.

Что мы делали? Мы давали студентам набор правил, как преодолеть чувство беспокойства, и просили применять их на практике, а затем обсуждали на занятиях полученные результаты. Некоторые сообщили о способах, которые они применяли раньше. В результате, я полагаю, что на тему "как преодолеть чувство беспокойства" я выслушал больше, чем кто-либо из живущих на земле. Кроме того, я прочитал сотни сообщений на эту тему, сообщений, признанных лучшими в наших школах, которые действуют в 200 городах США и Канады.

Так что эта книга родилась не в замке из слоновой кости.

Она не содержит также академических рассуждений о том, как можно было бы бороться с чувством беспокойства. Вместо этого я попытался написать сжатый доклад о том, как чувство беспокойства было преодолено тысячами взрослых людей. Одно бесспорно: Эта книга имеет практическое содержание. Вы можете попробовать ее на зуб.

Я рад сообщить, что в книге вы не найдете рассказов о людях, личность которых невозможно установить. За исключением нескольких отдельных случаев, в книге названы подлинные имена и указаны адреса.

"Наука, - сказал французский философ Валери, - это собрание удачных рецептов". Это как раз то, что дается в этой книге: Собрание проверенных временем рецептов - как в наше время избавиться от чувства беспокойства. Однако, позвольте мне вас предупредить: Вы не найдете в ней ничего нового, но вы найдете многое из того, что обычно используется. А раз так, то ни мне, ни вам нет необходимости говорить о новом. Мы уже знаем достаточно о том, как следует правильно и хорошо жить. Наша беда не в отсутствии знаний, а в бездействии.

Цель этой книги - возродить, проиллюстрировать, очистить и восстановить старые, но основополагающие истины - растормошить и попытаться заставить вас что-то сделать, чтобы начать их применять.

Вы не выбирали эту книгу ради того, чтобы узнать, как она была написана. Вас интересует основное содержание.

Прочитайте первые 44 страницы книги и, если вы не почувствуете, что она дала вам новые силы и чувство подъема для того, чтобы преодолеть беспокойство и наслаждаться жизнью - выбросьте эту книгу в урну. Она не для вас.

Часть первая. Основные положения, которые необходимо знать о чувстве беспокойства.

Глава 1 Живите одним днем.

Весной 1871 года один молодой человек встретил в книге фразу, - всего 21 слово, - которая оказала громадное воздействие на всю его последующую жизнь.

Студент-медик Монреальской больницы был озабочен предстоящими выпускными экзаменами, а также тем, что его ждет впереди, как дальше жить. 21 Слово, которое он прочитал в 1871 году, помогли стать ему знаменитым врачом поколения.

Он основал всемирно известный медицинский институт им. Джона Гопкинса. Он стал профессором и возглавил кафедру в Оксфорде, учрежденную английским королем, т. Е. Удостоился величайшей почести, которую может заслужить человек, занимающийся медициной в Англии. Когда он умер, была выпущена книга, состоящая из двух толстых томов, с рассказами о его жизни. Его имя сэр Вильям Ослер.

Вот 21 слово, которые он встретил весной 1871 года, 21 слово из Томаса Кармеля: "Наше главное дело не смотреть на то, что лежит в туманной дымке на расстоянии, а делать то, что лежит непосредственно под рукой".

42 Года спустя, теплым весенним вечером сэр в. Ослер беседовал со студентами Йельского университета. И сказал тогда им, что люди ошибаются, когда считают, что он, профессор четырех университетов и автор книг, обладает "мозгами особого качества". Он сказал, что близкие друзья знают, что у него самые обычные способности.

В чем же секрет его успеха?

Он обусловлен тем, что он старается жить в рамках одного дня. Что сэр Ослер имел в виду? За несколько месяцев до своего выступления он пересек Атлатнику на большом океанском лайнере, на котором капитан, стоящий на мостике, мог нажатием кнопки перекрыть лайнер водонепроницаемыми перегородками.

"Каждый из вас, - сказал сэр Ослер, - имеет более высокую организацию, чем этот лайнер, и рассчитан на более длительное плавание. Я хочу убедить вас научиться жить в рамках одного дня с тем, чтобы обеспечить большую безопасность плавания. Забирайтесь на мостик, нажимайте кнопку и слушайте, как железные двери захлопывают умершие вчерашние дни. Нажимайте другую кнопку и захлопывайте железной занавесью будущее - еще народившиеся завтрашние дни.

Тогда вы в безопасности - в безопасности сегодня.

Захлопните прошлое! Дайте прошлому похоронить себя. Отгородитесь от завтрашних дней, которые облегчили многим дорогу к смерти. Груз завтрашних забот, сложенный со вчерашним и с тем, который нужно нести сегодня, придавливает и самых сильных. Закройте будущее так же плотно, как и прошлое.

Будущее - сегодня. Нет завтра. День спасения - именно сегодняшний день. Депрессии и озабоченность следуют за человеком, беспокоящемся о будущем. Перестройте "корму и нос", вырабатывайте привычку жить в рамках одного дня.

Разве сэр Ослер сказал о том, что мы не должны стараться подготовиться к завтрашнему дню? Вовсе нет. В своем обращении он говорит, что наилучший способ подготовиться к завтрашнему дню - это сконцентрировать весь интеллект, весь энтузиазм на выполнении наилучшим образом сегодняшнего дня, его дел.

Это единственно возможный путь хорошо подготовиться к будущему.

Итак, если вы хотите исключить из вашей жизни чувство беспокойства, делайте то, что сделал сэр Ослер:

Отгородитесь перегородками от прошлого и будущего. Живите делами сегодняшнего дня.

Попробуйте задать себе и записать ответы на следующие вопросы:

1. Есть ли у меня частое беспокойство о будущем, не мечтаю ли я о волшебном саде из роз где-то вдали, за горизонтом?

2. Не отравляю ли я временами настоящее имевшим место в прошлом, давно свершившимся, к которому нет возврата?

3. Встаю ли я утром с намерением "схватить день", сделать максимум возможного за эти 24 часа?

4. Можно ли лучше себя чувствовать, живя делами одного дня?

5. Когда начну выполнять это правило? Со следующей недели? Завтра? Сегодня?

Глава 2. Магическая формула - как выходить из положений, порождающих чувство беспокойства.

Если возникла у вас ситуация, порождающая чувство беспокойства, сделайте три вещи:

1. Спросите себя: Что произойдет в худшем случае?

2. Приготовьтесь к тому, чтобы худшее принять, если придется.

3. Затем спокойно разберитесь в ситуации и постарайтесь найти способ улучшить этот наихудший вариант.

В клинике Майо было обследовано 15 тыс. Пациентов, страдавших от желудочных болезней. У четверых из каждых пяти не было никакаких физических изъянов, вызывающих болезнь. Страх, беспокойство, ненависть, эгоизм, неспособность приспособиться к реальному миру - вот что приводит к болезни желудка, в частности к язве желудка.

Недавно доктор Х. Хабейн из клиники Майо делал доклад на заседании ассоциации хирургов и терапевтов, работающих на промышленных предприятиях. Он сообщил, что обследовал 176 руководителей в промышленности, средний возраст которых составил 44,3 года. Он доложил, что более трети этих людей страдали от болезни сердца, язвы желудка и гипертонии.

Подумайте! Треть руководителей имеет серьезные заболевания, не достигнув 45 лет! Какая плата за успех! Можно ли говорить об успехе, если за него надо платить язвой желудка или болезнью сердца? Что толку человеку, если он выигрывает хоть целый мир, но при этом терзает здоровье? Если даже он будет владеть миром, все равно он может спать только в одной постели, есть только три раза в день. А это доступно и простому человеку, который к тому же может спать крепче и получать удовольствия от еды больше, чем могущественный властелин.

Если говорить откровенно, я предпочел бы стать сельскохозяйственным рабочим в Алобаме с банджо на коленях, чем к 45 годам подойти с разрушенным здоровьем, управляя железной дорогой или фабрикой, выпускающей сигареты.

У меня на столе книга Э. Подольски, озаглавленная "поборите чувство беспокойства и живите хорошо". Вот названия нескольких глав:

- Что чувство беспокойства делает с сердцем;

- гипертония из-за чувства беспокойства;

- чувство беспокойства может вызвать ревматизм;

- старайтесь меньше беспокоиться из-за своего желудка;

- беспокойство может вызвать простуду;

- чувство беспокойства и щитовидная железа;

- диабет, вызванный чувством беспокойства;

чувство беспокойства может усадить вас в кресло-качалку по причине ревматизма или артрита. Авторитет с мировым именем, доктор Р. Сесия из корнельского университета называет четыре наиболее распространенных причины, которые приводят к артритам:

1. Развод.

2. Финансовый крах.

3. Одиночество и чувство беспокойства.

4. Долго вынашиваемое чувство обиды.

Мало что может так быстро состарить и испортить внешность женщины, чем чувство беспокойства. Оно меняет выражение лица. Заставляет сжимать челюсти и покрывает лицо сетью морщин. Волосы седеют, а порой и выпадают. Портится цвет и кожа лица. На почве беспокойства могут разрушаться зубы.

Недавно я ездил в Филадельфию с другом, который страдает от щитовидной железы. Мы зашли на консультацию к доктору и. Браму, известному специалисту, который лечит щитовидку 38 лет. В холле для ожидания на деревянной доске, повешенной на стену, были выжжены слова-рекомендации: "Отдых и развлечения: - Лучше всего восстанавливают силы здоровая религия, сон, музыка и смех. Научитесь хорошо спать, любите музыку, умейте видеть смешные стороны жизни - тогда здоровье и счастье будут с вами".

Я хочу закончить эту главу, повторив слова доктора а. Каррела: "Человек, который не знает, как бороться с чувством беспокойства, умирает молодым".

Фанатичные последователи пророка Магомета имели обыкновение татуировать свою грудь изречениями из

Корана. Мне бы хотелось, чтобы каждый читатель этой книги вытатуировал на груди:

"Человек, который не знает, как бороться с чувством беспокойства, умирает молодым".

Не говорит ли о вас доктор Карел?

Глава 3. К чему приводит чувство беспокойства?

Недавно мне позвонил сосед и стал убеждать меня и членов моей семьи сделать прививки от оспы. Он был одним из тысячи добровольцев, которые звонили в двери квартир в Нью-Йорке. Напуганные ими люди по 4 часа стояли в очереди, чтобы сделать прививку.

Станции по вакцинации были организованы не только во всех больницах, но и при пожарных команда, в полицейских участках, на крупных предприятиях. Более двух тысяч врачей и сестер напряженно работали день и ночь, чтобы сделать прививки толпам людей. В чем причина всего этого? 8 Человек в Нью-Йорке заразились оспой, двое из них умерло. Две смерти на 8 миллионов людей.

Я живу в Нью-Йорке 37 лет и ни разу никто не позвонил мне для того, чтобы предупредить о наступлении душевных болезней, которые за последние 37 лет нанесли в десятки тысяч раз больший ущерб, чем оспа.

Ни один из людей, звонивших мне на квартиру, не сказал, что один человек из каждых десяти, проживающих в Нью-Йорке, имеет нервное расстройство, в большинстве случаев порождаемое наличием чувства беспокойства и эмоциональных стрессов!

Поэтому считайте, что я пишу эту главу с тем, чтобы позвонить в вашу дверь и предупредить вас.

Нобелевский лауреат в области медицины доктор А. Каррел сказал: "Человек, который не знает, как бороться с чувством беспокойства, умирает молодым".

Несколько лет назад я провел отпуск в совместной поездке по Техасу с доктором Гобером. Он был главным врачом объединенной больницы городов Гульф, Колорадо Санта-Фе.

Обсуждая проблему беспокойства, он сказал: «70% Пациентов, обращающихся к врачу, могли бы вылечить себя самостоятельно, если бы они могли избавиться от своих страхов и чувства беспокойства. Я не думаю, что их болезни воображаемые. Я имею в виду язву желудка, болезни сердца, головные боли и некоторые виды паралича. Это реальные болезни. Я знаю, о чем говорю, - сказал доктор Гобер, - я сам в течение 12 лет страдал от язвы желудка».

"Страх порождает чувство тревоги, беспокойства. Чувство беспокойства делает нас напряженными, воздействует на нервные окончания нашего желудка, изменяет состав желудочного сока, что зачастую приводит к язве желудка".

Доктор Д. Мотагу, автор книги "язва желудка на нервной почве", говорит то же самое: "Вы получаете язву желудка не из-за того, что вы едите, а из-за того, что вас ест".

Часть вторая. Основные методы анализа чувства беспокойства.

Глава 4. Как анализировать и решать проблемы, порождающие чувство беспокойства.

Есть у меня шестерка слуг, проворных, удалых.
И все, что вижу я вокруг, - все знаю я от них.
Они по знаку моему являются в нужде.
Зовут их: Как и почему, что, кто, когда и где.

Р. Киплинг.

Может ли помочь магическая формула Каррела, приведенная во второй главе, решить все проблемы. Нет, конечно. Так каким же может быть ответ? Ответ заключается в том, что для того, чтобы научиться иметь дело с различными затруднениями, надо взять на вооружение три ступени анализа. Вот они:

1) Соберите факты.

2) Проанализируйте факты.

3) Придите к решению - и затем действуйте в соответствии с принятым решением.

Этому учил еще Аристотель, который пользовался подобным методом. Возьмем правило первое:

- Соберите факты.

Почему это так важно? Потому, что если мы не будем иметь факты, мы, возможно, и не сможем разрешить проблему. Без знания фактов мы будем барахтаться в неразберихе. Это не моя идея, это идея Г. Хокеса, проработавшего 22 года деканом колумбийского университета. Он помог решить проблемы 200 тыс. Студентам.

"Неразбериха - вот главная причина для чувства беспокойства", - говорил Хокес.

…Для решения проблемы, порождающей чувство беспокойства, применим подход Г. Литчфилда, директора страховой компании:

1. Точно запишите, чем вы обеспокоены.

2. Напишите, что вы можете с этим сделать.

3. Решите, что нужно сделать.

4. Немедленно начинайте выполнять это решение.

Глава 5. Как разрешить 50% ваших рабочих проблем.

Подход может быть таким. Поставьте вопросы:

1. В чем состоит проблема?

2. В чем причина возникновения проблемы?

3. Каковы пути возможного решения проблемы?

4. Какое решение вы предлагаете?

Резюме второй части.

Основные методы анализа проблем, вызывающих чувство беспокойства.

Правило 1.

Получите факты. Помните, как говорил декан Хокес из колумбийского университета: "Половина беспокойства в мире происходит от людей, пытающихся принять решение без достаточного знания того, на чем основывать решение".

Правило 2.

После того, как будут взвешены факты, примите решение.

Правило 3.

Когда решение тщательно подготовлено и принято, действуйте. Направьте силы на выполнение принятого решения и не беспокойтесь о результате.

Правило 4.

Когда вы или ваши помощники обеспокоены какой-либо проблемой, ответьте на следующие вопросы:

1. В чем сущность проблемы?

2. Какова причина возникновения проблемы?

3. Какие могут быть решения?

4. Какое решение наилучшее?

Часть третья. Как изжить привычку к беспокойству прежде, чем оно надломит вас.

Глава 6. Как вытеснить из головы чувство беспокойства.

Великий ученый Пастер говорил о спокойствии, которое царит в библиотеках, лабораториях. Почему? Потому что люди в библиотеках и лабораториях настолько поглощены своими задачами, что им не до беспокойства о себе. У исследователей редко бывают нервные срывы. Для подобной роскоши у них не хватает времени. Почему такая простая вещь как занятость, помогает вытеснять чувство беспокойства? Есть один из фундаментальных законов психологии:

Один, даже выдающийся ум, не может думать более чем об одной вещи в данный момент.

Вы не совсем верите? Хорошо, проведем эксперимент.

Отклонитесь назад, закройте глаза и попробуйте одновременно думать о статусе свободы и о ваших планах на завтрашнее утро. Вы убедитесь, надеюсь, что можете сосредоточиться на каждой мысли поочередно, но никак не одновременно. Подобное справедливо в области эмоций. Мы не можем одновременно заниматься чем-нибудь интересным и быть подавленным беспокойством. Один вид эмоций вытесняет другой. И это простое открытие помогло военным психиатрам совершать чудеса во время войны. Когда люди выходили во время боя в таком состоянии, что их называли "психоневротиками", военные врачи организовали им постоянную занятость.

Каждая минута бодрствования этих больных была занята деятельностью, как правило, на воздухе, - рыбной ловлей, охотой, игрой в мяч, фотографированием, работой в саду, танцами. На размышления о пережитом времени не оставалось.

"Терапия занятостью" - эта терапия широко сейчас используется в психотерапии, когда работу предписывают как лекарство. Древнегреческие врачи использовали этот метод еще за 500 лет до нашей эры.



Страница сформирована за 0.14 сек
SQL запросов: 190