УПП

Цитата момента



Уважаемые плохие родители! Не переживайте, что испортите жизнь своим детям: у вас не хватит на это квалификации.
Квалифицированный специалист

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Есть слова - словно раны, слова - словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

Вадим Шефнер «Слова»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/
Мещера-2009

щелкните, и изображение увеличится

Валентина Волина. Праздник Букваря

Игры с буквами и словами

Автор-составитель Волина Валентина Васильевна – учитель начальных классов, автор книг «Веселая грамматика», «Праздник числа», «Учимся играя».

Твердят:
«Вначале было СЛОВО…»
А я провозглашаю снова:
Все начинается с любви —
И озаренье, и работа,
Глаза цветов, глаза ребенка.
Все начинается с любви…

Р.Рождественский

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Рукопись этой книги не предназначалась первоначально для издания: это рабочий материал учителя.

«Праздник Букваря» — результат напряженных поисков и размышлений о том, как заставить учеников слушать на уроке, с помощью каких средств и методов зажечь в их глазах пытливый огонек жажды знаний.

«Праздник Букваря» — попытка учить светло, радостно, без принуждения и надрыва.

Возможно ли это? Ведь еще древние римляне говорили, что корень учения горек.

Но зачем же учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если интересно построить урок, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей вполне здоровый аппетит.

Самонадеянно? Но ведь «Праздник Букваря» — это только попытка…

Возможны ли счастливые лица на скучных уроках? Конечно, нет. Только шум, безразличие и постоянные «одергивания» учителя.

Удивление, окрыленность, азарт, любопытство в глазах учеников, когда ручонки так и тянутся вверх и невозможно не подпрыгнуть от радости, от сознания, что это ты такой умный, сообразительный, — вот что хотела увидеть я на своих уроках. И это счастливое время пришло…

Но пришло оно не сразу. Очень нелегки были мои первые шаги в педагогике. Дети не хотели хорошо учиться, а у меня не получалось хорошо учить их, было много трудностей с дисциплиной. («Надо с ними построже, а то на голову сядут», — «ободряли» меня коллеги.) Работала много, очень уставала, но почти не получала морального удовлетворения.

Нередко казалось, что это тупик, мелькала мысль: «Откажусь! Брошу! Уйду! Зачем мне все это надо?» Но не уходила…

Попробовала прежде всего изменить стиль общения с маленькими школьниками. (Уж очень не хотелось походить на педагога с плеткой со старинных гравюр.) Убедилась, что почти всегда можно найти способ перехитрить этих упрямцев: не строгостью, а лаской, уместной шуткой, сказкой, не повышая голоса, не занудствуя по мелочам, не пресекая, а переводя их шалости в нужное русло. Все мы родом из детства, но часто детей не понимаем, требуем от них взрослого поведения, то есть удобного в данный момент для нас.

Я училась уважать незнание и непонимание ребенка, старалась найти их причины, а не требовать слепого безоговорочного исполнения всех приказов. (Только так можно вырастить независимого, самостоятельного человека.)

«Удобный» ребенок, воспитанный нашими образцовыми педагогическими методами, — это ведь не всегда счастливый ребенок, так как он порой прячет свое «я» под маской.

Итак, терпение + терпимость + безусловное приятие любого ребенка. Уж сколько раз твердили миру, но я к этому пришла на практике не сразу. Но — слава Богу! — все-таки пришла.

Работа с малышами заставила меня глубже изучать их психофизиологические особенности. Как это важно!

Внимание и запоминание (особенно у 6—7-летних) слабые, особенно если учение не захватывает. Значит, надо вводить в урок игры и игровые ситуации: всегда легче запомнить то, что интересно.

Игра необходима и для сохранения преемственности между детским садом и школой, и для снижения психических и физических перегрузок. Ведь первые дни в школе являются трудными для всех без исключения, как бы восторженно ни описывали они новую школьную жизнь. А от того, как будет себя чувствовать ребенок в это время, зависит вся его дальнейшая жизнь. Все начинается с первых дней…

Малыши очень эмоциональны, впечатлительны, не могут с достоинством переносить даже маленькое поражение — не надо злоупотреблять разного вида соревнованиями, а главное — двойками. Кстати, отметки должны стать лишь показателем деловых отношений между учителем и учеником (не больше!).

Воля и сознательность развиты у детей слабо. Но стоит ли обвинять их в этом? Даже если все вокруг — и учителя, и родители, и сам ребенок — будут твердить: «Ты должен!» — все равно очень скоро наступит или охранительное торможение (будет дремать с открытыми глазами), или возбуждение (будет вертеться, тормошить соседа, проявляя природную импульсивность). Тут бы сменить вид работы, провести игру, физкультминутку, а мы: «Слушай! Не вертись! Не лови ворон! Лентяй!» и т.д. (Кстати, маленькие дети чрезвычайно внушаемы и вскоре и впрямь могут стать лентяями, видя себя в зеркале наших слов.) Да при этом еще прибавляем: «Вечно ты…», «Ты вообще», «Ты всегда…»

Нет, наши ученики всегда и во всем хороши, вот только сегодня сделали не совсем так, не слушали, вертелись, ссорились. Нет, не они виноваты, а мы: не успели, не смогли, не научили, не заинтересовали, а потому простим им сегодня все их промахи.

Дети чрезмерно подвижны, не могут спокойно высидеть на уроке и десяти минут, — значит, надо давать выход их энергии в физкультминутках.

У них повышенная утомляемость — не перегружать беседами, однообразными заданиями, чаще менять виды деятельности.

Были проблемы и с методикой. Иногда казалось, что педагогическая наука не только не работает на завтрашний день, но и вообще ушла из школы. Посещение уроков коллег нередко подтверждало это: постоянное смешение понятий «звук—буква», появление «мягких и твердых букв», «смягчающих гласных» и десяти гласных звуков вместо шести. Но если бы только это…

Дети первые полгода в первом классе выполняют механическую, порой бездумную работу в прописях по копированию слов и предложений, а в результате не всегда могут даже прочитать написанное, не говоря уж о том, что диктанты им просто не под силу (это после двух исписанных прописей). Введение же многими учителями тетрадей для печатания букв приводит к настоящей путанице печатных и письменных букв. Наверное, писать нужно письменными буквами, а образ печатной буквы должен быть у ребенка только в голове.

Каждый учитель знает, что приходится иногда по многу раз повторять с учащимися один и тот же материал по грамматике и все же он остается неусвоенным.

Дети как будто знают правила, умеют их формулировать, приводят примеры, но в диктантах — ошибки, не говоря уже о том, что в самостоятельной работе не умеют орфографически правильно и толково изложить свои мысли.

В чем же причина? Почему наши дети так безграмотны?

Одна из причин просматривается особенно хорошо. Мы не научили ребенка видеть опасность. Отправляя его в плавание по безбрежному океану слов, желая, чтобы он выжил в этой стихии, надеемся по-прежнему на «авось».

Для того чтобы научить видеть, где возможная ошибка, нужна строгая научная основа преподавания. (Как известно, обучение русскому языку должно держаться на трех китах: языкознание + психология + методика.) Нужны знания фонологической системы русского языка, понятия фонемы и умение различать ее сильные и слабые позиции в слове. Фонема в сильной позиции — ошибка исключена, в слабой — внимание! — можно допустить ошибку. Но — увы! — нам бы разобраться со звуками и буквами… О научной методике остается только мечтать.

Знакомя первоклассников с ударением на первых уроках обучения грамоте, нельзя забывать, что это — первая ступенька к выработке навыка правописания безударных гласных: не чувствуя ударения, ученики не обнаруживают безударную гласную и не видят опасности (при которой надо искать проверочные слова). Невольно вспоминается шутка:

— Вова, сколько раз мы говорили, что, если сомневаешься, какую гласную писать, ставь ее под ударение. Почему слово река ты написал через и?

— А я не знал, что именно в этом месте надо сомневаться.

Одна-две минуты тренировок на каждом уроке обучения грамоте позволят развить в дальнейшем навык обнаружения безударной гласной. Необходимо использовать и различные приемы, рассчитанные на механическое запоминание зрительного образа слова. Психология учит: чем чаще слово воспринимается зрительно, тем прочнее запоминается его графический образ. Но, к сожалению, современная методика недооценивает фактор памяти. А привело к этому увлечение так называемыми активными методами развития мышления. Между тем убеждена, что хорошая память не менее важна, чем четкий механизм мышления. Обращение к памяти ученика — это традиция старой школы.

Из своего школьного детства помню несколько рифмовок, помогающих усвоить грамматические правила, и не стыжусь, что порой до сих пор пользуюсь ими на практике. Мнемоника (система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти за счет искусственных ассоциаций) была раньше очень популярна. Но потом, видимо, кто-то перепутал ее с зубрежкой и изъял из обучения. А жаль! Ну какой вред, например, может принести предложение, взятое из старого учебника: КОСтя пришел в КОСтюме, а ПАвел в ПАльто? Пусть служила бы мнемоника орфографии, помогая детям в усвоении трудных правил и слов.

Почему бы не использовать на уроках рифмованные упражнения, грамматические сказки? Ведь дети так чутки к слову, к образу, им все интересно. Почему бы не проводить устный или наглядный этимологический анализ слов? Иногда сведения из истории слова помогают учителю объяснить и лексическое значение изучаемых слов. Вообще при изучении слов, правил хорошо использовать и слух, и зрение, и руку (т.е. письмо).

Стихотворная форма словарного материала (веселые стихи, рифмованные упражнения, правила в стихах и т.д.) благотворно влияет на выработку оптимального темпа и ритма речи, исподволь развивая интерес к стихам, поэзии, русской речи, языку.

Орфографически насыщенные рифмованные упражнения во втором—третьем классах могут служить фоном для более сложной работы (выписать в два столбика существительные и глаголы, поставить глагол в 3 л. ед. ч., подобрать пословицы с этим глаголом, написать письмо по памяти и т.д.). Руководствуясь общим положением методики о том, что для прочности навыков правописания трудные в орфографическом смысле слова должны включаться в практику учащихся на уроке не менее 8 раз, можно по мере совершенствования навыка неоднократно возвращаться к упражнениям, меняя задачи.

И в заключении о самой главной, на мой взгляд, причине безграмотности наших детей.

Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными — это мертвый груз.

Ученик на уроке пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как учеба не захватывает их.

Занимательность может быть задана неожиданной для учащихся постановкой или формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой ведения урока (опрос в виде интервью, путешествия в сказку и т.д., и т.п.). Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в жизни (оно окружает нас), а тем более в русском языке. Нужно только найти его и подать детям, что побудит и их самих к подобным находкам и открытиям. (Кстати, некоторые из предлагаемых в пособии сказок придуманы моими воспитанниками.)

Очень надеюсь, что книга «Праздник Букваря» поможет учителям в их нелегкой работе по подбору интересного занимательного материала.

Надо только найти золотую середину: не усложнять — дети не поймут — и не упрощать, облегчая учение, — дети будут постоянно искать легкие пути, чтобы поменьше трудиться и не преодолевать…

Меняются времена, меняются нравы, меняемся и мы вместе с ними. И давно пора уже сменить кнут если не на пряник (он и так порой в избытке в семьях как замена радости общения), то, уж во всяком случае, на интересные уроки.

Давайте попробуем работать на пределе, доказывая всем (и в первую очередь детям), что не зря носим гордое имя УЧИТЕЛЬ!

Трудно? А как же иначе? Таково уж наше высочайшее предназначение на Земле: светить, озарять, облагораживать, любить, возвышать, просвещать, «сеять разумное, доброе, вечное» в юных душах…

Просыпаюсь утром с улыбкой и лечу в школу, как на праздник. Вижу светящиеся глаза встречающих меня счастливых детей, черпаю в них силы, вдохновение, веру в себя и в то, что смогу подарить им сегодня что-то хорошее, ну хотя бы интересный урок.

Успехов вам, дорогие коллеги, на нашем нелегком, но самом замечательном поприще! Только от вас зависит наш будущий духовный и интеллектуальный потенциал. Только от вас зависит, будет ли наша страна богата талантами. Будьте счастливы!

В.В. Волина

Буква А

щелкните, и изображение увеличится

Вот два столба наискосок,
А между ними — поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.

(С. Маршак)

АЗБУКА
Пусть начинается
с АИСТА -
Он,
Как и азбука,
С А начинается!

(Б. Заходер)

А — начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.

(А. Шибаев)

Вот буква вроде шалаша.
Не правда ль, буква хороша!
И хоть она проста на вид,
А начинает АЛФАВИТ.

(Е. Тарлапан)

Буква А, буква А —
Алфавиту голова.
Знает Вова,
Знает Света,
А похожа на ракету.

(В. Степанов)

А как лесенка стоит
Перед входом в алфавит.

(Г. Виеру)

Звук

Фонетическая зарядка

Что просит сказать врач, когда осматривает горло? (А-а-а…) Как девочка укачивает куклу? (Аа-аа-ааа.)

Кто внимательный?

Назовите, что изображено на рисунках. Найдите одинаковый звук в словах:

щелкните, и изображение увеличится

Кто больше?

1. Придумайте слова, в которых звук [а] был бы в начале (август, астры, аист), в середине (банка, собака, плавать), в конце слова (доска, сестра, голова).

2. Назовите имена людей, клички животных, в которых звук [а] был бы в начале (Аня, Андрей, Антон), в середине (Валя, Таня, Рая), в конце слова (Мурка, Буренка, Кнопка).

3. Вспомните слова о зиме со звуком [а] (зима, горка, сосулька, санки, варежки), без звука [а] (Дед Мороз, лед, лыжи, холод, снег, коньки).

4. Перечислите месяцы года, в которых есть звук [а] (январь, февраль, март, апрель, май, август и т.д.).

5. Подберите слова: с одним звуком [а] (арбуз, сад, кошка); с двумя [а] (астра, сарай, баран, краска, машина), с тремя [а] (рассада, барабан, карандаш), с четырьмя [а] (балалайка).

Доскажите словечко

Он верен морю, как матрос.
Предвестник бури…

(альбатрос)

Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
И в лесу медведь проснулся,
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел?…

(Апрель)

Чтоб тебя я повез,
Мне не нужен овес.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит…

(Автомобиль)

Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый — все довольны,
Так приятен он на вкус,
И зовут его…

(арбуз)

Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит,
Это доктор…

(Айболит)

Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называются все…

(Алфавит)

Любопытный

На любой вопрос учителя называйте только те слова, которые начинаются со звука [а], например:

— Как тебя зовут?

(Андрей)

— А фамилия?

(Азбукин)

— Откуда ты приехал?

(Из Астрахани)

— А что там растет?

(Арбузы)

— А еще что?

(Абрикосы)

— Какие птицы там водятся?

(Аисты)

— А на чем ты поедешь обратно?

(На автобусе)

— Какой подарок привезешь маме и папе?

(Астры и альбом)

Сочиним сказку

Зайка

На лесной опушке жил зверек, в названии которого был звук [а]. Отгадайте, кто это мог быть? (Заяц.)

У него был огород, в котором он выращивал овощи, в названии которых был звук [а]. Как вы думаете, что это за овощи? (Капуста, репка, картофель, кабачки.) Осенью он собрал урожай и позвал на обед своих соседей. Каждый принес зайцу игрушку для его детей-зайчат. Как вы думаете, что это были за игрушки? (Машина, кукла, пирамидка и т.д.) Зайчатки были рады!

Буква

(Дидактические задания, игры, головоломки)

Буква потерялась

 — кула

— кв — риум

— стр —

— ист

Б — р — б — н

Ст — к — н

Н — гр — д —

Ст — рт.

Слово рассыпалось

АРСТА (астра)

АЗУБР (арбуз)

ААРМ (рама)

ААММ (мама).

Два колодца

щелкните, и изображение увеличится

На доске — изображения двух колодцев и ведер с буквами. Надо так выбрать ведро, чтобы буква, написанная на нем, подошла к тем, которые есть на срубе колодца. Должно получиться по четыре разных слова: бак, рак, мак, лак; бук, лук, сук, жук.

Занимательные модели

Придумайте слова по этим моделям:

А — — — А

— А — А—

— — А — А

А — А — А

(Возможные варианты ответов: астра, салат, трава, атака.)

Лесенка

а

а —

а — —

а — — —

а — — — —

а — — — — —

(Возможные варианты ответов: аз (старое название первой буквы русского алфавита), азу (мясное блюдо), арфа (музыкальный инструмент), актер, аромат.)

Пирамида

а

а — а

а — — а

а — — —а

а — — — — а

а — — — — — а

(Возможные варианты ответов: ара, арфа, астра, азбука, алгебра, антилопа.)

Перекрестки

а — — — — — а

— а — — — а —

— — а — а — —

— — —а— — —

— — а — а — —

— а — — — а —

а — — — — — а

(Возможные варианты ответов: алгебра, таракан, главарь, корабль, граната, барабан, алгебра.)

Анаграммы

Придумайте новые слова, состоящие из этих же букв, но расположенных в другом порядке: атлас (салат); акт (так); адрес (среда); армия (Мария); автор (товар, отвар).

Перевертыши

Прочитайте предложения наоборот (справа налево):

АННА, БАРАБАН НА!

АСЯ, МОЛОКО ОКОЛО МЯСА.

АВОСЬ СОВА ТУТ.

АЛЛА РВАЛА ЛАВР.

АРБУЗ У ЗУБРА.

А ЛИЗА МАЗИЛА.

А РОЗА УПАЛА НА ЛАПУ АЗОРА.

Угадайте слова

Ремонт

Мы обычные слова,
Всех нас знает каждый.
Мы содержим буквы А
Трижды или дважды.

Иногда всего одну
(Только не в начале).
Но сегодня… — ну и ну! —
Все они сбежали.


БРБН СТРТ СТКН РССД МРК ПРТ СХР КРНДШ

(Ответ: барабан, старт, стакан, рассада, марка, парта, сахар, карандаш.)



Страница сформирована за 0.12 сек
SQL запросов: 173