ЭФФЕКТИВНЫЙ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ

Ничто в действительности не принадлежит нам, кроме времени, которым мы владеем даже тогда, когда больше ничего не имеем.

Бальтазар Грасиан

Время, потраченное впустую, — это существование. Время, употребленное с пользой, — это жизнь.

Эдвард Юнг

Введение

Время — редкостный ресурс. Оно невосполнимо и необратимо. Но многие вопросы кажутся для нас более важными, чем изучение того, как сохранить время и как разумно его потратить.

Временной принцип применим ко всем сферам нашей жизни. Но особенно важно применять его в работе. Постоянная нехватка времени, а также увеличивающееся количество дел, которые мы должны выполнить, делают особенно важным применение этого принципа. Мы должны разумно выбирать наши цели и так управлять нашим временем, чтобы быть в состоянии качественно решить поставленные задачи.

Эта книга о способах управления временем, как в жизни вообще, так и в сфере работы в частности. Руководители бизнеса, врачи, инженеры и учителя как раз и являются одними из многих лиц, кто ныне осознает необходимость лучше планировать свое время. Существует, однако, разумный скептицизм в отношении скороспелой системы, которая обещает полный контроль всего вашего времени. Такая система должна учитывать затраты времени на других людей.

Чрезмерная занятость, при которой расписана каждая минута вашего времени, не является привлекательным качеством вашего плана. Более того, управление временем никогда не следует рассматривать отдельно от других дел. Менеджмент времени является только одним из элементов эффективной производительности труда.

Парадоксально, но для того, чтобы сохранить время, вы должны его потратить. Выделите часть вашего времени сейчас, возможно во время путешествия или в тишине дома, чтобы прочитать эту книгу, и это будет ваш первый шаг к лучшему управлению временем. Рассматривайте чтение этой книги как инвестирование, которое принесет вам большие дивиденды и поможет вам:

ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕНЕМ - ИСТОРИЯ ВОПРОСА

«Что такое время? Как возникла концепция управления временем? Какие нити связывают концепцию управления временем с нашей жизнью в целом?»

Не просто ответить на все эти вопросы. Возможно, именно по этой причине эти вопросы не рассматриваются в большинстве других книг по управлению временем. Давайте мы не будем делать этой ошибки. Для того чтобы сделать исторический обзор развития концепции управления временем, следует сделать ряд важных интуитивных допущений.

В этой главе мы предлагаем вам установить ваши предположения об управлении временем. Насколько глубоко эти предположения стали вашими убеждениями, сознательно усвоенными и овладевшими вами? Вы можете определить, что некоторые из них являются более или менее неосознанными допущениями, взятыми из нашей истории и культуры. Мы, таким образом, наследуем традиции, обеспечивая связь времен. Это поможет нам. если мы поймем, что традиция — это и есть тот самый камень, который является главою угла.

Природа времени

Ощущение мимолетности времени является глубоко человеческим ощущением. Насколько мы знаем, животные не испытывают такого ощущения. Tempus fugit — латинское изречение «Время летит» является универсальным рефреном. Но что есть время? Древние философы, как и мы. ставили этот вопрос:

«Что есть Время? Кто в состоянии ясно и кратко объяснить его? Кто способен настолько постигнуть Время в мыслях, чтобы выразить свою связь с ним? И еще. что в наших обычных рассуждениях является более привычным и известным, чем Время? И уверены ли мы, что мы хорошо его понимаем, когда мы говорим о нем: мы понимаем его так же, когда в разговоре с другими мы слышим, как его называют? Что же тогда представляет собой Время? Если меня никто не спрашивает, то я знаю: но, если я захочу объяснить кому-то, кто спросит меня, что такое Время, говоря откровенно, я не знаю».

Положение дел не слишком изменилось с тех пор, как блаженный Августин написал эти слова. Мы все знаем, что мы подразумеваем под словом время, но мы не можем сказать, что же это такое. Философы и физики уверены менее, поскольку их предположения и вычисления не проливают много света на существо вопроса.

Если вы движетесь с большей скоростью, чем другой человек, то время для вас течет медленнее. Если вы облетите вокруг земного шара со скоростью 500 миль в час, имея при этом атомные часы при себе, то когда вы вернетесь к месту старта, ваши часы будут отставать на одну стомиллионную секунды от таких же часов, расположенных в месте старта.

Эйнштейновское открытие относительности времени побудило к дальнейшим глубоким размышлениям о взаимосвязи между измерениями времени и пространства (открытие пространственно-временного континуума). При очень больших скоростях (сравнимых со скоростью света) время течет медленнее. Однако для нашей повседневной практики эйнштейновское открытие не дает ничего нового в понимании времени, поскольку мы не можем двигаться со скоростями, которые имеет в виду теория относительности. Но открытие Эйнштейна только добавило еще одну загадку к тайне времени.

Прежде всего, если мы хотим приблизиться к пониманию концепции времени, мы должны рассмотреть проблему измерения времени так же, как мы рассматриваем измерение пространства. В процессе самого измерения времени происходят различные события. При этом разброс скоростей различных событий изменяется в чрезвычайно широком диапазоне: горы формируются и разрушаются в течение миллионов лет, в то время как жизнь человека составляет десятки лет. Поскольку мы являемся людьми, мы стремимся измерить время и его изменения в терминах и масштабах, которые характерны для нашей собственной жизни.

Хотя мы знаем, что каждый час содержит шестьдесят минут, а каждая минута шестьдесят секунд, мы ощущаем время различными способами. Иногда мы вообще не отдаем себе отчета, что время течет. Иногда оно течет для нас быстрее, иногда медленнее. Время имеет свою собственную психологию.

«Нет такого молодого человека, который бы считал, что он когда-нибудь умрет», — писал Уильям Хазлитт. Это ощущение вечности свойственно молодости; возможно, молодежь потому расточает время, поскольку она чувствует, что у нее очень много времени впереди. Кроме того, скука, не знающая, что делать со временем, является другой стороной медали.

По мере того как мы идем по жизненному пути, мы приобретаем более глубокое ощущение значения времени. Для некоторых людей в действительности нет ничего более важного, чем это ощущение быстротечности; и они становятся весьма скупыми в отношении траты времени. Но для других людей время может оказаться весьма тяжелой ношей. Для стариков, лежащих в больнице и ожидающих возвращения домой, время до выписки тянется бесконечно долго. Парадоксально, но факт, что для многих из них время ожидания составляет только дни, а может быть, даже и часы.

Лично мне кажется, что время идет медленнее в темноте, чем на свету, подобно тому, как тянется время в очереди к стоматологу или при ходьбе с кандалами на ногах.

Существуют и другие примеры иллюзий времени. Обычно, когда мы пристально вглядываемся вперед, рассматривая какой-нибудь предмет, короткий промежуток времени кажется для нас субъективно более длинным. Не потому ли это происходит, что мы начинаем считать время существенно меньшими единицами измерения? Или, быть может, потому, что мы начинаем осознавать время и думаем о его измерении?

Когда мы заняты каким-нибудь полезным делом, время летит быстро. Может быть, именно поэтому, когда мы становимся старше, время для нас начинает течь со все большей скоростью: годы проходят быстрее, дни летят как часы а часы как минуты. Это лишний раз подтверждает, что мы заняты делами.

Управление временем — это дисциплина, наиболее привлекательная для занятых людей.

Революция в часовых механизмах

Первоначально человек не беспокоился по вопросу нашего невежества в отношении природы времени. Что же произошло с человеком, когда он научился измерять время? Если подобно подавляющему большинству населения планеты, как в нашем веке, так и предыдущих веках, человек живет возделывая землю или пася скот, то время для него измеряется природными событиями: рассветом, восходом солнца, наступлением полуденного времени, заходом солнца и сумерками. Ему нет необходимости для более точного времени в своей повседневной деятельности. Все мы живем по природным часам. День сменяет ночь; осень сменяет лето и т. д. Эти циклы накладывают на нас свой отпечаток.

Почему же в таком случае нам необходимы часы? И кто нуждается в них? Даже наиболее древние и самые близкие к природе из искусственных часов — солнечные часы — могут рассматриваться как незваный гость в жизни бизнеса. Давид Лэндес в своей истории измерения времени, озаглавленной «Революция во Времени» (1983), цитирует горестные стенания актера из пьесы, действие которой происходит в Древнем Риме:

Запутали боги того человека, первым который нашел,
Как часы различать. Поставили также в тупик и того,
Кто на этом месте установил солнечные часы,
Чтобы, разрезав на малые доли, разбить мои дни
Так ужасно! Когда я был маленьким мальчиком,
Моими солнечными часами был мой желудок — более надежными,
Более верными и более точными, чем любые из часов.
Эти мои солнечные часы говорили мне, когда наступило
Время идти обедать, когда я должен есть,
Но в нынешние дни, почему, даже когда я хочу,
Я не могу есть до тех пор, пока солнце не даст мне разрешение.
Так много в городе таких солнечных часов, запутывающих нас…

Использование солнечных часов имеет серьезные ограничения. Солнечные часы не годятся для стран, где солнце большую часть года закрыто облаками. В конце XIV в. ряд европейских изобретателей сконструировали механические часы, состоящие из набора шестерней, которые приводились в движение за счет гирь, поднимаемых вручную на определенную высоту. Снабженные только одной часовой стрелкой, обладающие невысокой точностью, они тем не менее показывали время и отбивали каждый час в колокол. Такие часы устанавливались на церквях или городских площадях. Одним из таких примеров являются уцелевшие часы на соборе Святого Марка в Венеции, являющиеся образцом тонкой и совершенной работы.

Со временем часы становились все меньше и меньше, до тех пор пока отдельные состоятельные граждане смогли приобретать их для использования в собственных домах. Следующим решающим технологическим шагом в создании часов явилось изобретение спиральной пружины, которая позволила сделать часы еще меньше. От настольных часов ремесленники в Европе перешли к производству карманных. Начиная с 1860 года в Швейцарии было освоено массовое производство дешевых часов, которые люди могли носить с собой. С началом Первой мировой войны широко распространенными стали наручные часы.

В то же время, по мере развития часовой промышленности, часы становились все более точными и могли уже измерять минуты и секунды. Хронометр Харрисона, созданный в 1671 году, отставал или спешил не более чем на одну секунду в сутки. Освоенная совсем недавно технология изготовления кварцевых часов увеличила на много порядков точность хода как домашних, так и наручных часов. Это означает, что теперь каждый может измерять свое время в секундах. Создание современных атомных часов, то есть часов, использующих частоты излучения при переходах электронов в атомах, еще более повысило точность хода и, следовательно, точность измерения времени.

Дисциплина времени

Определение времени в среде коммерсантов «время — деньги» зародилось, по-видимому, в среде итальянских купцов в конце Средних веков. Оно было тесно связано с религиозными представлениями, прививаемыми церковью, и усилено появлением угрозы приближающейся смерти. Лишь немногие люди доживали до конца естественного срока жизни человека — семидесяти лет.

Черная оспа унесла от одной четверти до одной трети населения Европы в век, когда появились первые механические часы. Жизнь была коротка и неопределенна: смерть стояла за плечом каждого человека. Поэтому отпущенное время необходимо было использовать сполна.

Леон Альберти, чья корреспонденция сохранилась до наших дней, был компаньоном в фирме итальянских купцов в начале XV в. Из этих писем можно сделать вывод, что молодого Альберти следует считать пионером в современном подходе к управлению временем. Он писал: «Каждое утро, когда я встаю, первое, что я делаю, это думаю про себя: «Что я должен сделать сегодня?» У меня так много дел: я должен все их перечесть, обдумать каждое из них и каждому я должен уделить соответствующее время. — Далее он продолжал: — Я предпочел бы лучше потерять ощущение сна, чем ощущение времени, то есть такого правильного восприятия времени, когда будет делаться все то, что должно быть сделано». Сон, еда и другие подобные дела могут быть отложены на завтра, но только не дела бизнеса, которые запланированы на сегодня. Альберти обращался к самому себе: «Сохранять время, подчеркивать значение времени, посвящать его делам и никогда не терять ни одного часа времени». С воодушевлением человека, которому удалось увидеть мельком великую истину, он заключает: «Тот, кто знает только, как не потерять время, тот ничего не сможет сделать; но тот, кто знает, как использовать время с пользой, будет хозяином положения в любом деле, за которое он возьмется».

Английские пуританские проповедники, в частности, дали практические инструкции, написанные ясным языком для своих прихожан по вопросам того, как сберегать время и как использовать его. Например, они пропагандировали ведение журналов или ежедневников, чтобы прихожане могли ежедневно контролировать себя, и таким образом способствовали зарождению практического инструмента по управлению временем. Они призывали планировать время каждый день. Светские пуритане внимательно слушали и следовали рекомендациям этих проповедей. Например, сэр Мэтью Хэйл, пуританский судья в Англии времен Реставрации (1660-е годы), ввел в привычку ежедневно после приема посетителей составлять подробный план работы на день вперед.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что протестанты положили начало промышленному производству часов, особенно во Франции и Швейцарии. Там, где люди когда-то полагались на крики ночных сторожей, мерно звонящих церковных колоколов или на звон курантов башенных часов на рыночной площади, теперь они могли наблюдать время в своем доме или на своей собственной персоне. Однако жизнь светского общества не может быть устроена по образу и подобию монастырской общины. Время становилось все более персональным.

Все виды человеческой деятельности, которые зависят от встреч и расставаний людей, теперь могли быть упорядочены с помощью часов. Генералы могли согласовать во времени перемещение больших войсковых соединений; железные дороги смогли пропускать поезда в соответствии с новыми, более усложненными расписаниями. Ни один из этих видов деятельности не был возможен ранее без повсеместного использования часов и наблюдения за процессами выполнения операций.

«Помните, что время — деньги», — писал Бенджамин Франклин в своей книге «Совет молодому торговцу» (1745). В 1723 году молодой Франклин ушел от своих родителей-пуритан в новую Англию, но перед тем как уйти, он хорошо усвоил такие пуританские качества, как бережливость, трудолюбие и добросовестность. Сыновья и внуки пуритан, дышавшие более светским воздухом восемнадцатого столетия, не отказались от принципов управления временем. Они только поменяли цели. Вместо победы и торжества бога в этом и загробном мире они поставили вполне земные цели стремления к богатству, здоровью и счастью. «Любите ли вы жизнь? — спрашивал Франклин. — Тогда не расточайте время, поскольку время — это тот самый материал, из которого соткана жизнь».

Время подобно деньгам

Дисциплина времени может быть применена для различных целей. Это искусство, допускающее передачу. В истории уже был пример перехода от религиозных к светским целям, особенно к искусству делать деньги. И такой переход не является необратимым. В самом деле, нет никаких причин, вследствие которых бы принципы управления временем, которым научился бизнес, не смогли бы быть применены к духовной и интеллектуальной жизни. Например, известное изречение бизнесменов «время — деньги» может помочь нам, когда мы обращаемся к персональной философии времени.

Достижения людей в области познания отчасти основываются на использовании аналогий. Это положение особенно справедливо, когда мы касаемся такого абстрактного понятия, как время. Франклин не был первым человеком, приравнявшим время к деньгам, но и по сей день это сравнение остается наиболее обобщенной аналогией. Ценность этого изречения заключается в его точности.

Как время, так и деньги являются ограниченными ресурсами. С этой

точки зрения они рассматриваются как аналогичные понятия. Поэтому время (так же, как и деньги) — это товар, обладающий стоимостью. Этот товар можно заимствовать, сохранять и тратить — вся эта терминология происходит из аналогии с первоначальными базисными экономическими понятиями. В самом деле, существует целый набор метафор, подобных изречению «время — деньги», таких, как:

Вчера погашен чек
Завтра будет простой вексель
Сегодня готовы наличные. Используй их!

Изобретение банков, фактически неизвестных во времена пуритан, добавило другое измерение к этой аналогии. Наши предки рисовали время в образе абсолютно лысого старика с песочными часами, держащего в руке прядь волос и обрезающего ее косой. Возможно, сегодня мы можем представить себе Отца Время в образе банковского менеджера с кварцевыми часами на рабочем столе, грозящего нам приближением полного банкротства.

Однако все аналогии перестают работать при рассмотрении одного вопроса. Совершенно очевидно, что время не деньги. Только когда мы начинаем размышлять о качествах времени, благодаря которым оно не является деньгами, тогда наше ощущение уникальности времени возвращается на свое законное место. Вы можете сделать деньги; но вы не можете сделать время. На деньги, в отличие от времени, которым мы располагаем, не накладывают ограничения. Песок, который сыплется в песочных часах, совсем не то же самое, что деньги в банке. Как гласит китайская пословица, «за кусочек золота не купишь кусочка времени». Время действительно бесконечно — более точная характеристика, чем деньги.

Выражение «время — деньги» — это рабочая аналогия, не более чем литературное приукрашение. Оно определенно и практически помогает смотреть на время как на деньги. Для денег это широко распространенный масштаб измерения. Но если мы будем смотреть на наше время как на существенно более значимый ресурс, чем деньги, то мы будем, несомненно, более правы. Большинство из нас пытаются спасти свои деньги и инвестируют их максимально возможными способами; но если мы попытаемся избежать потерь нашего времени и активно инвестировать его, то не дадут ли наши инвестиции прекрасный эффект?

Книга Арнольда Беннета «Как жить 24 часа в сутки», опубликованная в 1907 году, выдержала четырнадцать изданий только в Соединенных Штатах. Хотя Беннет в своей книге в основном стремился доказать, что клерк, ежедневно ездящий в лондонское Сити, может выкроить массу времени, чтобы читать хорошие книги, если сумеет хорошо распоряжаться своим временем, те же самые принципы могут быть снова применены для того, чтобы делать деньги. Генри Форд роздал 500 экземпляров этой книги своим менеджерам; президент другой американской автомобильной компании напечатал 18 000 экземпляров этой книги для каждого работающего на предприятии.

ЕЖЕДНЕВНОЕ ЧУДО

Философы объяснили пространство. Но они не смогли объяснить время. Время — это необъяснимый расходный материал всего на свете. При наличии времени все возможно; при отсутствии времени невозможно ничего. Поставка времени — это настоящее ежедневное чудо, вызывающее неподдельное удивление, когда мы пытаемся испытать его. Вы просыпаетесь утром и вот! Ваш кошелек волшебным образом наполнен двадцатью четырьмя часами необработанной ткани мира вашей жизни! И все эти часы ваши. Это самое драгоценное имущество, которое вы имеете. Абсолютно неповторимый предмет потребления, обеспечивающий вас именно в том количестве, в каком лично вы в состоянии его потребить!

Для заметки! Никто не в состоянии отобрать у вас время. Его невозможно украсть (без вашего согласия). И никто не получает времени больше или меньше, чем получаете его вы.

Говорят об идеальной демократии! В королевстве времени не существует аристократии богатства, как не существует и аристократии интеллекта. Гений никогда не получит в награду даже один дополнительный час вдень. В нем не существует наказаний. Растрачивайте ваш бесконечно ценный предмет потребления так, как вы пожелаете, и вам никогда не будет отказано в предложении времени. Не найдется таинственного голоса, который бы сказал: «Этот человек дурак, если он не плут. Он не заслуживает времени; он сам себе укорачивает счетчик». Время более надежно, чем правительственные облигации, и воскресенье не может повлиять на приход платежей. Более того, вы не можете записать эти платежи на будущее. Невозможно получить время в долг. Вы можете потратить только текущий момент. Вы не можете потратить завтра; оно сохранено для вас. Вы не можете потратить следующий час; он припасен для вас.

Я сказал, что такое положение дел является чудом. Разве не так?

Вы должны жить в течение этих двадцати четырех часов в сутки ежедневного времени. Из этого количества вы должны выкроить время на заботу о здоровье, удовольствия, зарабатывание денег, содержание, уважение и на развитие вашей бессмертной души. Оно должно быть правильно использовано, оно должно быль использовано наиболее эффективно, с максимальной настойчивостью и наиболее волнующей действительностью. Все зависит от этого.

Арнольд Беннет

Аналогия «время — деньги» является центральным пунктом в аргументах Беннета. «Почему вы не ставите перед собой вопрос «как прожить на заданный приход времени?» — а задаетесь вопросом «как прожить на заданный приход денег?» Деньги — существенно более простое понятие, чем время, — пишет он. — Когда размышляют о деньгах, то полагают, что они являются наиболее общим понятием, какое только существует. Применительно ко времени, хотя оно восхитительно постоянно, оно жестко ограничено.

Кто из нас живет двадцать четыре часа в сутки? И когда я сказал «живет», я не имел в виду ни простое существование, ни «кое-как доводить дела до конца». Кто из нас свободен оттого нелегкого ощущения, что «сильно истощенные ведомства» его ежедневной жизни не управляются так, как они должны управляться? Кто из нас не мог бы сказать себе — и кто из нас не говорил себе в течение всей своей жизни: «Я мог бы все изменить в своей жизни, если бы у меня было хоть немного больше времени».

Мы никогда не будем иметь больше времени, чем имеем. Мы имеем и всегда имели все время, которое было нам отпущено».

Реализация этой «мудрой и заброшенной истины», как называл ее Беннет, должна привести нас в следующих главах к проверке того, как расходуется время, и сформулировать практические шаги по более эффективному его использованию.

Ключевые моменты

Невозможно удержать день.
Но можно не потерять его.
Надпись на солнечных часах, 1695 г.

ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ВРЕМЕНИ

Взгляните в зеркало, и вы увидите самого большого расточителя» вашего времени. До тех пор пока вы не придете к пониманию этой реальности, некоторые, если вообще никакие, проблемы использования вашего личного времени вообще не смогут быть разрешены.

Выражаясь иронично, самыми закоренелыми преступниками в этом вопросе являются те, кто, по-видимому, работает наиболее упорно и наиболее продолжительно. Они производят впечатление очень занятых людей, но работают они не очень эффективно. Они не могут грамотно управлять своим временем.

В этой главе мы стремимся помочь вам определить как некоторые широко распространенные основные проблемы времени, так и причины, их вызывающие. Вы можете сами видеть себя при изучении пяти основных случаев. Они подобны зеркалам, которые держат для этой цели. Если вы узнаете себя в одном или двух, или даже во всех пяти зеркалах, не отчаивайтесь. Осведомленность и самосознание — это первые шаги к полному излечению. Вся эта книга посвящена тому, чтобы вы смогли приобрести привычку к хорошему управлению временем.

Случай нерешительного человека

Роберт Дил был по своим задаткам хорошим менеджером во многих отношениях, особенно при общении со своими подчиненными. Но его привычка к нерешительности доводила их до белого каления. Даже по самым незначительным вопросам он стремился отложить решение на завтра, и это завтра никогда не наступало.
Два его сотрудника, выходя из его кабинета, жаловались друг другу: «Мы собрали и предоставили ему всю информацию, необходимую для принятия решения, и настало время это решение принять, но он вновь вернул нам материалы для дальнейшей доработки». Однако мистер Дил не способен принимать решения; он обладает вредной привычкой откладывать принятие решений на завтра. Это особенно становится заметно, когда он сталкивается с какими-нибудь неприятными вопросами.
В таких случаях он обычно скрывается в своем офисе. Оба выходящих сотрудника были отправлены до более подходящего времени, но это время так никогда и не наступило. Доклады, письма и срочные запросы грудой лежат на его столе. В конце концов эта привычка откладывать дела со дня на день подтвердила его неспособность выполнять работу. Как обычно, он отложил чтение письма, извещающего о предстоящей встрече, и затем пошел неподготовленным в клетку со львом. После этой встречи новый исполнительный директор уволил его.

Нерешительность — это распространенный недостаток людей, которые любят рассуждать о работе, вместо того чтобы действительно ее выполнять. Один их таких представителей в книге Джерома К. Джерома «Трое в лодке» сказал: «Я люблю работать; работа пленяет меня. Я могу сидеть и смотреть на нее часами. Я люблю сохранять работу при себе: мысль о том, что я должен избавиться от работы, почти разбивает мне сердце».

Что значит нерешительность? Чем она отличается, к примеру, от откладывания принятия решения до получения исчерпывающей необходимой информации? Лучше всего можно так характеризовать откладывание выполнения работы, которая должна быть сделана: умышленно, привычно и достойно порицания.

Если вы подозреваете, что вы склонны к нерешительности, то всегда спрашивайте себя: «Почему я откладываю это?» Если вы не видите основательных причин для промедления и нет других срочных задач, которые бы вынудили вас отложить это дело, приступайте к действию в тот же день. «Никогда не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня», — писал Бенджамин Франклин.

Нерешительность означает, что вы оставили на потом всю ту работу, которую должны были выполнить на прошлой неделе. Перенося сегодняшнюю работу на завтра, вы создаете себе большой запас невыполненных дел. Ваше завтра становится самым занятым днем недели.

Избегайте промедления! Раз и навсегда примите решение не откладывать то, что можно сделать сегодня. У нас нет другого времени, кроме настоящего. Непобедимый герцог Веллингтон объяснял все свои победы неукоснительным выполнением правила: «Делай дневные дела днем».

Будьте осторожны сами и остерегайтесь других, когда вам советуют отсрочить или промедлить с выполнением работы. От такого промедления может быть всего лишь один шаг к дороге медлительности. Мудрые люди иногда действительно откладывают принятие некоторых решений или действий: возможно, у них в самом деле не хватает информации или компетенции. Но они никогда не будут любить завтра, потому что это самый запутанный из всех коридоров времени.

Вы никогда не слышали о Джеймсе Элбери (1838—1889). Насколько я знаю, он абсолютно ничего не сделал. Я даже не уверен, сам ли он составил свою собственную эпитафию. Если нет, то ее написал тот, кто хорошо знал его, начертав полный результат рождения нерешительного человека:

Он спал под луной,
Он грелся под солнцем,
Он всю жизнь собирался что-нибудь сделать,
Но умер, не сделав ничего.

В английском языке нерешительность (procrastination) происходит от латинского слова, обозначающего «завтра», самого главного слова на свете для расточителя времени. Как гласит пословица, это слово — «вор времени». Вы должны изгнать его из своей жизни, если вы хотите лучше управлять своим временем. Начните с самого себя. Начните делать сегодня что-то, что вы отложили на потом. Это дело может быть маленьким, а может быть и большим: просроченное извинение; конфронтация с вашим подчиненным: встреча с вашим боссом или неприятная задача, которую вы должны энергично решить. И тогда наиболее трудная работа сегодняшнего дня не покажется вам такой страшной, какой вы ее воображали раньше.

Отправить на печатьОтправить на печать