УПП

Цитата момента



Браком по любви мы называем брак, в котором состоятельный мужчина женится на красивой и богатой девушке.
Горько?

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Мужчину успехи в науке чаще всего делают личностью. Женщина уже изначально является личностью (если только является) и безо всякой там науки. Женственность, то есть нечто непередаваемое, что, по мнению Белинского, «так облагораживающе, так смягчающе действует на грубую натуру мужчины», формируется у женщин сама собой - под влиянием атмосферы в родительской семье…

Кот Бегемот. «99 признаков женщин, знакомиться с которыми не стоит»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/israil/
Израиль

ЭФФЕКТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Введение

Навыки коммуникации (общения) очень важны для лидерства, управления и совместной работы. Цель данной книги — помочь вам расширить свои возможности в искусстве практического общения.

Основа этого — понимание ПРИРОДЫ КОММУНИКАЦИИ, и именно этому предмету посвящена первая глава. Последующие пять примеров высвечивают некоторые из основных проблем коммуникации и указывают путь к их разрешению.

Четыре искусства — ГОВОРИТЬ, СЛУШАТЬ, ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ — составляют содержание глав 3, 4, 5 и 6. Разумеется, все мы обладаем основами этих навыков, и поэтому задача заключается лишь в их совершенствовании и оттачивании применительно к ежедневной работе. Если вы стремитесь быть лидером или управлять другими, вам нужна настоящая компетентность в этих областях, поскольку коммуникацию можно назвать сестрой лидерства.

Во второй части книги рассматриваются три ситуации, которые иллюстрируют проблемы коммуникации, возникающие перед лидером. Это СОБЕСЕДОВАНИЕ, представляющее собой встречу один на один с определенной целью. С точки зрения коммуникации самое трудное в этой ситуации — это высказывать и принимать как похвалу, так и критические замечания. Управление коммуникацией на СОВЕЩАНИИ — это, без сомнения, важная часть обязанностей руководителя. И последнее. ОРГАНИЗАЦИЯ — общая ситуация в ней или контекст управления — разрешает некоторые коммуникационные проблемы, но создает другие.

Таким образом, для эффективной коммуникации вам необходимо осознать свои ПЕРСОНАЛЬНЫЕ навыки, свою способность управлять процессом коммуникации в ГРУППАХ, а также свою эффективность в отслеживании восходящих, нисходящих и параллельных потоков информации и идей внутри организации, включая, разумеется, взаимодействие организации с клиентами. Поэтому содержание книги можно представить в следующем виде:

Не забывайте о том, что цель всех последующих страниц — стимулировать ваши собственные мысли и идеи относительно общения на рабочем месте. Это должно помочь вам найти практические способы для совершенствования своих навыков как самой коммуникации, так и управления коммуникацией.

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЭТОЙ КНИГОЙ

Чтобы получить максимальную пользу от этой книги, лучше сначала бегло просмотреть ее. чтобы понять общие положения. Затем следует вернуться к материалу, чтобы ответить на контрольные вопросы и выполнить упражнения. Если приятель или коллега сможет проконтролировать ваши ответы — тем лучше.

Не нужно думать, что вы должны взять в руки книгу и прочесть ее от начала до конца! Приступая к следующей главе, вы можете ответить на контрольные вопросы до ознакомления с материалом главы, а не после. Определите свою стратегию работы с книгой сейчас — в зависимости от глубины интереса и предпочитаемого метода обучения.

Я надеюсь, что при более глубоком изучении книги у вас под рукой будет карандаш и бумага. Записывайте все ключевые положения. Не бойтесь делать пометки в самой книге — я не обижусь. Подчеркивайте или каким-либо другим образом отмечайте положения, которые особенно важны лично для вас - в смысле вашей ОСВЕДОМЛЕННОСТИ, ПОНИМАНИЯ и НАВЫКА.

Эта книга не только подскажет вам, когда и почему необходима коммуникация, но и объяснит, как ее следует осуществлять. Она связана с навыками в широком смысле этого слова, то есть с методами, которые вы должны использовать, чтобы достичь желаемой цели и улучшить свои возможности коммуникации. Однако данная книга не научит вас технике коммуникации (в более конкретном смысле), которую часто преподают в ущерб искусству общения в целом. Сконцентрируйтесь на основах и оставьте специфические приемы шарлатанам!

щелкните, и изображение увеличится

Для того чтобы без необходимости не затруднять ваше первое знакомство с книгой, я преподнес некоторый материал — соответствующие научные исследования и другие сведения — в виде врезок в текст. Вы можете относиться к ним избирательно. Пропустите их. если хотите, — никакого ущерба основному материалу от этого не будет.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ в конце каждой главы третьей части предназначены для того, чтобы служить вам «заметками для памяти», отражающими содержание главы. Забавы ради я иногда добавляю к ним один или два дополнительных пункта — то, что вы не обнаружите в предшествующей главе.

Надеюсь, чтение книги доставит вам удовольствие, и вы найдете ее полезной. Лично я получил удовольствие от ее написания.

Автор

1. Навыки общения

ГЛАВА 1. ПРИРОДА ОБЩЕНИЯ

«Наша коммуникация опять подвергается критике, — выкрикнул разгневанный директор корпорации, обращаясь к своим испуганным подчиненным. — Вы посмотрите на отзывы клиентов!» Он швырнул на стол толстый отчет, в котором в резюме желтым цветом был подчеркнут следующий вывод: ПЛОХАЯ КОММУНИКАЦИЯ. «Наши поставщики тоже не слишком довольны», — прошептал начальник производства руководителю отдела маркетинга. «Я хочу, чтобы все было исправлено к следующему понедельнику», — прорычал директор, хлопнул рукой по столу, чтобы усилить действие своих слов, и вышел.

Руководители фирмы покидали собрание озадаченными. «Что он подразумевал под коммуникацией? — размышлял начальник отдела по работе с персоналом. — У нас есть информационные группы, новая телефонная система, собственный информационный бюллетень, горячая линия для приема претензий клиентов». — «А как насчет более частых совещаний? — спросил финансовый директор. — Я могу устраивать завтраки в первый четверг каждого месяца… Мы не знаем, о чем вы, ребята, думаете. Возможно, мы способны помочь друг другу». — «Хватит с меня совещаний! — в ужасе воскликнул один из управляющих. — Кроме того, финансовый директор все время требует от нас новой информации. Если бы вы оставили нас в покое и позволили делать свою работу, то у нас было бы больше времени на коммуникацию!»

Когда в девять вечера директор приехал домой со своим раздувшимся, как обычно, от бумаг портфелем, то заметил, что в доме не горит свет. На кухонном столе лежала записка от жены: «Дорогой Фред! Ужин ты, как обычно, найдешь в духовке. Прости, но я ухожу от тебя. Много лет я пыталась объяснить тебе, что мои чувства изменяются, но ты меня не слушал. Ты полностью игнорировал меня и всецело сосредоточился на своей карьере. Больше я не выдержу ни дня. Похоже, ты даже не знаешь смысла слова «общение». Удачи тебе, Фред».

Что такое коммуникация

В наши дни очень легко использовать слово коммуникация как клише, не задумываясь о его смысле. Именно эту ошибку совершил директор в рассказанной выше истории. Однако большинство людей осознают, что коммуникация — это нечто большее, чем разговор — или более частые разговоры, — и что, несмотря на многочисленные книги, инструкции и видеоматериалы, это понятие еще далеко от ясности.

Взгляните сначала на внешний вид термина «коммуникация». Это одно из тех громоздких и длинных абстрактных понятий, имеющих латинские корни, — подобно верификации, классификации, доместикации и так далее. Многие люди инстинктивно избегают таких терминов, особенно если они не воспитывались в среде, где поощряется использование непонятных слов. Более короткие и простые слова, такие, как говорить и слушать, чаще используются теми людьми, у которых полученное образование не привело к расширению словарного запаса.

Однако термин «коммуникация» служит очень полезным обобщающим понятием, которое включает в себя не только разговор, но и нечто большее. Это общий термин, отвоевавший себе место в повседневной речи, и поэтому есть смысл исследовать его глубже.

Само слово «коммуникация» происходит от латинского глагола communicare: сообщать, участвовать, разделять. Этот глагол, в свою очередь, происходит от слова communis, которое переводится как «общий». Такое определение, к примеру, применялось к общественным землям, пользоваться которыми мог каждый. Таким образом, уже само происхождение слова коммуникация указывает на его широкое значение. И действительно, в самом начале термин коммуникация предполагал в том числе и обмен материальными объектами. С течением времени его использование ограничилось передачей нематериальных или абстрактных вещей, и именно в этом смысле мы используем его в наши дни.

Однако в этом контексте не следует проводить ошибочную границу между материальным и абстрактным, поскольку они почти всегда взаимосвязаны. Мы все отдаем и получаем материальные объекты просто в силу того, что являемся человеческими существами, живущими в обществе и подчиняющимися принципу взаимности. Однако этот обмен материальными объектами является движущей силой обмена нематериальными объектами, или абстракциями, и особенно таким неопределенным понятием, как смысл.

Мать-одиночка Салли Ричардс взяла отпуск на работе, чтобы ухаживать за своей дочкой Анной, выздоравливавшей после серьезной вирусной инфекции. Мать Салли, которая недавно сломала бедро, тоже приехала к ней на восстановительный период. Вернувшись домой из магазина, женщина обнаружила у задней двери корзинку со свежими овощами и дюжину желтых деревенских яиц — подарок от соседа-фермера, живущего за холмом. К корзинке была приложена записка с наилучшими пожеланиями.

Даже восприятие подарка предполагает осознание чего-то нематериального: смысла слов или, как мы выражаемся, стоящего за ними намерения. Этот процесс редко бывает сознательным. Он является частью нашей натуры и обычно — если не возникает никаких проблем — протекает на уровне подсознания. У вас не возникнет никаких затруднений с отнесением рождественского презента к категории подарков, если он завернут в красную оберточную бумагу, перевязан серебристой ленточкой и к нему приложена — просто для убедительности — открытка с вашим именем и добрыми пожеланиями. Перед Салли Ричардс стояла задача посложнее. Она понимала, что овощи и яйца — это подарок и что за них не нужно платить. Ей нравился молодой неженатый фермер, с которым она познакомилась неделю назад на деревенской ярмарке. Однако она не была уверена, заинтересовала ли она нового знакомого, — до тех пор, пока не обнаружила подарок. «Но я не должна делать из этого далеко идущие выводы», — сказала она себе. Затем последовал телефонный звонок от фермера. «Я просто хотел убедиться, что вам пришлись по вкусу эти овощи… А мы не могли бы встретиться и где-нибудь посидеть на этой неделе?»

Обратите внимание, как быстро главную роль начинают играть слова. Дюжина желтых яиц сама по себе может ничего не значить. Сначала записка, а затем телефонный звонок. Практически любой объект может превратиться в символ. Когда речь идет о коммуникации, самым мощным набором символов является язык, то есть слова и цифры.

СУЩЕСТВЕННОЕ ИЗМЕНЕНИЕ

Сеть британских супермаркетов «Асда» поменяла маркировку размера яиц после многочисленных жалоб покупателей, которые не знали, что означает цифра "1" — самые крупные или самые мелкие яйца. Руководство торговой сетью изменило шкалу размеров от 0 до 5 на словесное описание: мелкие, средние, крупные и отборные яйца.

Слова являются материальными или ощутимыми, но только в абстрактном смысле. Воспринимая слова, вы слышите звуки, которые являются материальными, поскольку они формируются воздухом, проходящим через голосовые связки и рот собеседника. Однако физические характеристики являются несущественными по сравнению с символической ролью этих связанных между собой и модулированных звуков. Если вы не знаете языка собеседника, то воспринимаете его речь как тарабарщину, как поток ничего не значащих звуков. В древности греки называли соседние народы варварами, потому что их речь казалась им набором бессмысленных звуков, похожих на «вар-вар». Пришедшие в Южную Африку голландцы назвали народность на-ма готтентотами из-за характерных щелкающих согласных звуков, присутствовавших в их языке.

щелкните, и изображение увеличится

Рис. 1.1. Коммуникация на различных уровнях

Коммуникация обычно подразумевает как намерение, так и смысл. Более строгое определение может выглядеть так: коммуникация есть способность человека вступать в контакт с другими людьми и добиться того, чтобы его поняли. Если вы предпочитаете более формальный вариант, его можно сформулировать так: коммуникация представляет собой процесс, посредством которого люди сообщают друг другу смысл, используя при этом общепринятый набор символов.

Таким образом, намерение и общепринятый набор символов являются чрезвычайно важными факторами коммуникации, но далеко не исчерпывающими ее. Так, например, эмоции и чувства нельзя отнести к материальным объектам. Но и они передаются в процессе коммуникации — иногда сознательно, но чаще нет. В этом случае не используется общепринятый набор символов. Эмоции не нуждаются в словах. Вы всегда должны помнить об этом широком аспекте коммуникации, который включает в себя такое явление, как непосредственная передача настроения или чувств.

Вторым примером передачи эмоций может служить искусство, и в частности поэзия. Характерной особенностью всего искусства — и особенно поэзии — является то, что оно передает больше, чем первоначально замышлял автор, даже если намерения его были абсолютно ясны. Слушатель или читатель может обнаружить в стихах смысл, который в них не закладывался поэтом — по крайней мере, сознательно. Таким образом, у художника есть нечто общее с пророком — они оба являются средствами связи для некоего духа, который находится либо вовне, либо внутри их и который использует их. чтобы обращаться к другим людям. Это можно считать определением настоящего поэта или художника — в отличие от сочинителя или ремесленника.

Такое явление стало возможным потому, что наш разум переходит из сознания в подсознание (я предпочитаю говорить о глубинах сознания). Подсознание — это не просто хранилище воспоминаний и источник сновидений. Оно способно к анализу, синтезу и оценке. Поэтому оно может разрешать наши проблемы, принимать решения и генерировать новые идеи. Иногда коммуникация направлена именно на эти уровни сознания и воспринимается именно ими. Поэзия разговаривает с нашим подсознанием при помощи образов и метафор.

Эта модель иллюстрирует, что, когда два или несколько человек попадают в своего рода «магнитное поле» друг друга, становится возможной — причем иногда одновременно — коммуникация на различных уровнях. В этом смысле мы похожи на радиоприемники с различными наборами каналов и частот.

Однако позвольте вернуться к основному определению коммуникации как процессу передачи смысла и обмена понятиями. Вы можете заметить, что этот процесс состоит из четырех элементов. Разумеется, это нечто большее, чем просто сумма отдельных частей, однако каждая из них играет важную роль. В помещенной ниже таблице я даю краткое описание этих составляющих, а затем уже приводятся более подробные их характеристики.

Таблица 1.2. Ключевые составляющие коммуникации

КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ

ОПИСАНИЕ

Социальный контакт

Люди, участвующие в процессе коммуникации, должны находиться в контакте друг с другом.

Общее средство

Обе стороны в процессе должны пользоваться общим языком или средствами коммуникации.

Передача

Сообщение должно быть четко передано.

Понимание

Сообщение должно быть получено, правильно понято и интерпретировано.

Я без особого энтузиазма использовал здесь термины сообщение и передача, но лучших определений мне подобрать не удалось. Грубо говоря, сообщение — это то, что вы намерены передать, тогда как передача — для меня это метафора, имеющая отношение к радиоприемникам — просто обозначает то, что ваши собственные мысли становятся доступными другим. Сообщения могут приходить извне — получаемая вами информация — или генерироваться внутри, например ваши собственные идеи, чувства и опыт. Между этими двумя категориями не существует четкой и устойчивой границы. Вы можете передавать определенную информацию — например математический закон — в чистом виде. В других случаях вы дополняете, преобразуете или развиваете полученную информацию, прежде чем передать ее другим.

Социальный контакт

Коммуникация невозможна без контакта с другим человеком. Если в джунглях Южной Америки и существуют неизвестные племена — или, например, инопланетяне в космосе, — ни вы, ни я не имеете возможности общаться с ними. У нас отсутствует контакт. Наиболее очевидная форма контакта — это физическая близость, то есть физический контакт в буквальном смысле или его возможность.

К этой категории относятся наша семья, друзья, коллеги по работе и соседи. То же самое можно сказать о незнакомом человеке, который остановил вас на улице, чтобы узнать дорогу, о торговце, который позвонил вам вечером и предлагает свой товар, или технике, пришедшем отремонтировать вашу стиральную машину. Если вы находитесь за границей, то оказываетесь в состоянии физической близости с большим количеством абсолютно незнакомых людей, отличающихся от вас языком и обычаями.

Современная технология изменила мир и сделала возможным установить контакт и осуществить коммуникацию, преодолевая пространство и время. Следствием этих технологических нововведений явилось целое семейство слов, начинающихся с «теле» (от греческого слова «далеко»), таких, как телеграф, телефон и телевизор. К этой же категории относится связь посредством радио, кино, видео, магнитной ленты и компакт-диска, телекса, факса и компьютера.

Исторически первым из этих революционных изобретений была письменность, в результате чего появились книги. Именно эту технологию я использую в настоящий момент. Несмотря на то, что возраст письменности насчитывает несколько тысяч лет, она не потеряла своей притягательности — написанное может быть прочитано в самых разных уголках мира, причем зачастую по прошествии большого количества лет.

Позвольте мне небольшое отступление. Один из самых интересных и приятных моментов в жизни писателя — это встречи с людьми из далеких стран, которые читали его книги. Странное чувство — у многих из этих читателей возникает ощущение, что они знакомы с вами, что между вами установилась какая-то связь. Точно такие же чувства возникают у меня самого по отношению к писателям, чье творчество я люблю и чьими произведениями я восхищаюсь.

Суть этого явления для меня состоит в том, что коммуникация формирует взаимоотношения. Чем больше вы общаетесь с человеком, тем выше вероятность развития позитивных взаимоотношений. Верно и обратное. Чем сильнее, лучше или глубже взаимоотношения, тем выше вероятность успешной коммуникации. Как утверждает пословица, «птица несет на себе крылья, и одновременно крылья несут на себе птицу».

Общее средство

Средство — это способ передачи сообщения, коммуникационный канал. Для нас, людей, наиболее очевидным средством коммуникации — мы уже упоминали об этом — является язык, например английский, французский, испанский или немецкий. Язык неотделим от личности. «Нет ничего более загадочного, чем мощь языка, — писал Эдвард Томас. — Это наивысшее доказательство — выше красоты, физической силы и ума — существования мужчины или женщины».

Мы обладаем врожденной способностью овладения языком, хотя языки, на которых мы говорим, отличаются друг от друга. Они отражают культуру и эпоху, в которых мы родились и воспитывались. (В определенных языках важную роль играет генетика. Мои успехи в арабском ограничены из-за трудностей с раскатистым «р». Кроме того, я сомневаюсь в своей способности освоить тональные переходы китайского языка и щелкающие согласные в языке бушменов.)

Гипотеза о том, что все языки развились из одного общего протоязыка, еще нуждается в доказательствах, однако не подлежит сомнению, что многие языки связаны между собой. Они образуют семейства и группы языков и имеют общих предков. Так, например, датчане могут в целом понимать фламандцев.

Корни коммуникации

Возможно, нам удастся больше узнать об особой роли языка в человеческом общении, если мы сначала взглянем на мир млекопитающих, птиц и рыб, который ограничен невербальной, или нелингвистической, коммуникацией. Обращаясь к животному царству, мы обнаруживаем, что коммуникация без использования языка меньше подвержена ошибкам, но гораздо более ограниченна.

Люди, чей потенциал значительно выше, способны наладить коммуникацию с себе подобными и с окружающим миром, далеко выходящую за рамки возможностей даже самых высокоразвитых животных. Однако коммуникация между людьми не столь надежна, как у наших ближайших и более далеких соседей по эволюционной лестнице.

В своей работе «В тени человека», посвященной изучению шимпанзе, зоолог Джейн Гуделл подчеркивала, что человеческая речь многократно превосходит все то, что доступно нашим ближайшим родственникам среди приматов, но что мы сохранили многие из примитивных способов коммуникации, наблюдаемых у шимпанзе.

И действительно, если мы исследуем весь диапазон коммуникационных сигналов в виде поз и жестов у шимпанзе и человека, то во многих случаях обнаружим удивительное подобие. Обнаружится, что между многими позами и жестами человека и шимпанзе можно провести тесные параллели. Вполне возможно, что в далеком прошлом у нас был общий предок, который общался с себе подобными посредством объятий, поцелуев, прикосновений, похлопываний и пожатия рук.
Одно из главных отличий человека от своего ближайшего родственника шимпанзе, конечно, заключается в отсутствии речи у обезьян. Даже самые настойчивые попытки научить молодых шимпанзе человеческой речи не дали никакого результата. Язык является гигантским шагом вперед в эволюции человека.
Однако, когда дело касается эмоций, большинство людей возвращаются к старому способу коммуникации, доступному шимпанзе: одобрительному похлопыванию по плечу, объятию от избытка чувств, пожатию руки. А если мы в этих ситуациях и прибегаем к словам, то часто используем их так, как шимпанзе использует крики, — на эмоциональном уровне.
Только через понимание сходных черт поведения человека и шимпанзе мы можем по-настоящему осознать наше различие. И только тогда мы до конца поймем уникальность человека как в биологическом, так и в духовном плане.

Тем не менее шимпанзе или, к примеру, выдра с меньшей вероятностью неправильно воспримут прикосновение или объятие своего сородича в присутствии вызывающей тревогу опасности, чем хорошенькая девушка, чья рука неожиданно оказывается в руке соседа по креслу в идущем на посадку авиалайнере.

Набор сигналов, жестов и поз довольно ограничен, и все животные, похоже, знают их смысл. Человеческая природа в значительной степени все запутывает. Дело не только в том, что речь состоит из бесконечного разнообразия сочетаний сорока различных звуков, но и в том, что получающиеся в результате слова могут допускать различную интерпретацию. Таким образом, общение человека с себе подобными гораздо шире и глубже, чем у шимпанзе, но риск быть непонятым и остаться в изоляции значительно выше, чем у любого представителя животного царства.

Исследования, подобные тому, о котором упоминалось выше, дают основания предположить существование наследия, оставшегося от нашего эволюционного прошлого. Несмотря на наличие речи, у нас сохранилась невербальная коммуникация, которая является важной вспомогательной системой.

Невербальная коммуникация

Основное средство коммуникации — это человеческое тело, причем не только органы речи и слуха, но также глаза, лицевые мускулы, руки, мозг, а во многих случаях и все тело. Поглаживание, объятие, пожатие руки — это такие же способы коммуникации, как речь. Во время бодрствования мы часто используем для общения язык тела, как его теперь часто называют. Так, например, любой человек способен распознать улыбку или угрожающий жест. А голос при помощи тона и громкости способен передать гораздо больше, чем просто смысл слов.

В этом «тайном языке», или невербальной коммуникации, можно выделить по меньшей мере девять составляющих. Вот они:

  • выражение лица,
  • зрительный контакт,
  • тон голоса,
  • физическое прикосновение,
  • внешний вид (одежда, прическа),
  • тело/поза,
  • близость,
  • жесты, движения рук и ног,
  • положение головы.

Возьмем, к примеру, зрительный контакт. Видеозапись разговоров междулюдьми показывает, что говорящий обычно склонен отводить взгляд, но в конце предложения он смотрит в глаза слушателю, чтобы оценить его реакцию, которая может выражаться в виде кивка или одобрительного возгласа. Закончив высказываться, он обычно смотрит в глаза собеседнику более долгим взглядом.

Этот тайный язык по большей части является естественным или неосознанным выражением чувств, которые соответствуют нашим сознательным словам или действиям.

Следовательно, изменить свое невербальное поведение можно лишь изменив внутреннюю сущность, которую оно отражает. К курсам или занятиям, имеющим целью научить вас тому, что Шекспир называл «искусством улыбаться», следует относиться с подозрением, хотя они и могут оказать помощь тем, у кого нарушена синхронизация вербальных и невербальных средств.

Занятия по таким предметам, как зрительный контакт или жесты, способны лишь стать причиной застенчивости, что препятствует естественному общению.

Однако очень важно осознавать, что другие люди воспринимают все наши невербальные сигналы и, возможно, интерпретируют их как выражение определенных внутренних состояний или установок, которые действительно могут иметь место, а могут и нет. Поэтому вполне законным является стремление не посылать ложных знаков или сигналов по разнообразным невербальным коммуникационным каналам. К счастью, у нас есть язык, который частично способен исправить ошибки. Однако именно оригинальное сочетание слов и невербальных сигналов является основой всего богатства человеческого общения. Теперь обратимся к нашей уникальной коммуникации при помощи языка — главного средства человеческого общения.

Роль английского языка

Один из способов решить проблему общения людей, говорящих на разных языках, — это обратиться к языку знаков. Знаки могут передавать смысл лучше слов, и, кроме того, их значение одинаково для людей разных национальностей.

щелкните, и изображение увеличится

Однако совершенно очевидно, что этот постоянно расширяющийся набор международных знаков остается весьма ограниченным средством коммуникации. Мир нуждается в общем для всех языке.

В этом смысле английский язык выступает на первое место среди всех других языков. Он не является самым распространенным языком по количеству говорящих на нем людей — первую строчку в этом списке занимает китайский, — но прочно обосновался на втором месте. Он является первым или вторым языком для более чем миллиарда человек на нашей планете.

Значение общего языка признавалось уже давно. В империи персов эту роль играл арамейский язык. В античном греко-римском мире таким общим языком был греческий, а в Средние века — латынь, причем не в последнюю очередь потому, что оставался языком римско-католической церкви.

В семнадцатом веке в восточной части Средиземноморья был распространен «франкский диалект», представлявший собой смесь французского с итальянским, греческим, арабским, турецким и испанским. Отсюда пошло выражение «лингва франка», которое используется для обозначения любого языка, служащего средством общения людей разных национальностей, у каждой из которых имеется свой собственный язык.

На первый взгляд может показаться странным, что английский язык, родиной которого является небольшая группа островов у побережья Европы, быстро становится «лингва франка» наших дней.

Большую роль в этом сыграла Британская империя, внедрившая английский в Америке, Индии, Африке и Австралии.

Другой фактор — это принятие английского в качестве международного языка для таких целей, как, например, контроль за воздушным транспортом. Английским языком пользуются в Организации Объединенных Наций, в международной банковской сфере, в дипломатии, научных исследованиях, космонавтике и глобальной компьютерной сети.

Подобно первоначальному «лингва франка», современный английский — это смесь англосаксонского, немецкого, норвежского, греческого, латинского, французского и арабского с заимствованиями отдельных слов из большинства основных языков, что служит источником его необыкновенного богатства.

Помимо разнообразия и гибкости, у английского языка есть и другие достоинства. В нем мало флексий, окончаний и падежей. Его грамматика базируется на простом порядке слов. В нем отсутствуют щелкающие звуки, фонологические тоны или имплозивные согласные. Его фонетический алфавит состоит из 26 букв (в кхмерском языке 74 буквы, а в языке индейцев-чероки 85).

Тот, кто изучает китайский или японский, должен выучить 2000 иероглифов. Английский шрифт можно писать небрежно и сокращать.



Страница сформирована за 0.11 сек
SQL запросов: 172