УПП

Цитата момента



Нервные в клетке не восстанавливаются.
Ой!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



В этой жизни есть два типа людей: те, кто, входя в комнату, говорят: «А вот и я!», и те, кто произносит: «А вот и ты!»

Лейл Лаундес. «Как говорить с кем угодно и о чем угодно. Навыки успешного общения и технологии эффективных коммуникаций»


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d4469/
Весенний Всесинтоновский Слет-2010

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Л.Н. ТОЛСТОГО

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

"Использование  групповых  методов  психологического воздействия в создании воспитательной среды (на опыте работы тульского молодежного клуба практической психологии "Синтон")"

Студентки 5 курса естественнонаучного факультета Чурбаковой Марии Владимировны

 

Научный руководитель: старший преподаватель кафедры психологии образования, кандидат социологических наук Калугина Надежда Ивановна

 

Тула, 1999 г.

     Содержание

     Введение

     Раздел 1. Социально-психологическая характеристика групповых методов воздействия и их использование в работе с молодежью

     1.1. Понятие об активных групповых методах социально-психологического обучения и развития, их классификация

     1.2. Социально-психологические механизмы воздействия группы на личность, их роль в формировании личности.

     1.3. Юношеский возраст: характеристика основных аспектов, их учет в работе психолога с молодежью.

     1.4. Синтон-программа как целостная программа духовного развития, нравственного воспитания и создания новой формы воспитательной среды для работы с молодежью.

     Раздел 2. Экспериментальное исследование роли групповых методов в создании воспитательной среды (на опыте работы тульского молодежного клуба практической психологии "Синтон").

     Заключение.

     Список литературы.

     Приложения.

         Введение.

     В настоящее время объектом пристального внимания различных общественных институтов и организаций стала проблема социальной адаптации молодежи в условиях общественного и духовного кризиса. Это закономерно, поскольку именно состояние молодежи обуславливает будущее общества, перспективу его развития. Для сохранения общества образование должно помочь подрастающему поколению усвоить и закрепить в себе качества, необходимые для успешного исполнения социальных ролей; разместиться в

ролевой структуре взрослого общества; внедрить в сознание представление о целях и средствах, правилах и образцах деятельности, о пределах и формах проявления эмоций, допускаемых культурой.

     С другой стороны, пронизанность жизни человека множеством психологических связей и отношений с другими людьми говорит о необходимости умения ориентироваться среди людей, эффективно взаимодействовать с ними, согласовывать свои потребности, устремления и действия с интересами других. Для этого нужны психологические знания, обобщающие опыт человеческого общества, пропущенные через внутренний опыт, когда они превращаются в личное достояние.

     Итак, воспитание подрастающего поколения должно, с одной стороны, отвечать потребностям общества, с другой – учитывать интересы личности. Какие же личностные качества необходимы человеку в современных условиях, чтобы эффективно строить свою жизнь, чтобы занять достойное место в постоянно меняющемся мире? Это прежде всего:

     -- высокая коммуникативная культура, которая включает в себя умение создать свой имидж и навык самопрезентации, умение сотрудничать, эффективно строить отношения с другими людьми, и т.д.;

     -- формирование индивидуального образа жизни на основе наиболее полной реализации интересов, склонностей, способностей, творческого потенциала личности;

     -- деловые качества, в том числе ответственность, предприимчивость, умение выходить из затруднительных жизненных ситуаций, справляться с проблемами, быстро адаптироваться в изменяющихся условиях нынешней реальности;

     -- внутренняя устойчивость, которая предполагает способность выдерживать высокие морально-психологические нагрузки, характерные для нашего нестабильного периода, толерантность к стрессу;

     -- высокая духовная и нравственная культура как фундамент для формирования вышеперечисленных качеств, ибо игнорирование этого аспекта ведет к деградации как отдельной личности, так и общества в целом.

     Как сформировать эти качества у тех, кому предстоит жить в этом мире, активно преобразовывая его, - у современной молодежи? Очевидно, что большую роль играет воспитание в социуме. В процессе социализации человек подвергается воздействию целого ряда как целенаправленных, так и стихийных социально-психологических механизмов. В стабильном обществе эти механизмы более или менее согласованы между собой и обеспечивают подготовку человека к жизни в обществе. Иное дело – переходные эпохи. В условиях кризиса современного общества и образования в системе воспитания подрастающего поколения образовался вакуум. В связи с отсутствием целостного подхода к воспитанию, молодые люди не получают должного развития необходимых личностных качеств – следовательно, выходят в самостоятельную жизнь, не будучи готовыми к ней. Недостаточность воспитания проявляется в пассивности, иждивенческой позиции, стремление к беззастенчивому потреблению жизненных благ, неадекватном уровне притязаний и самооценки, низкой коммуникативной культуре, равнодушии, скептицизме, неспособности к серьезным нравственным усилиям, и т.д. При этом именно молодежь наиболее остро реагирует как на внешние социальные, так и на внутренние личностные проблемы. Результатом становятся крушение надежд, разочарование, ощущение свой ненужности и потеря смысла жизни. Отсюда вспышки агрессии и разрушения, наркомания и всплески сектантства, психические расстройства и самоубийства…

     Однако как бы молодежь ни нуждалась в помощи и поддержке, приходится признать, что прежние формы и методы воспитания неэффективны в современных условиях по следующим причинам:

  • не реализуют принцип опережающего развития: сказывается привычная практика идти вслед за недостатками воспитания, решать уже возникшие проблемы и ликвидировать их последствия, нежели заботиться о профилактике;
  • взрослые, непосредственно заинтересованные в полноценном личностном развитии молодежи и призванные обеспечить условия для этого развития (учителя, практические психологи), имеют зачастую искаженные, неадекватные представления о проблемах подрастающего поколения, их насущных потребностях;
  • молодежь не желает принимать воспитательных усилий, так как они не отвечают ее насущным запросам, преподносятся в скучной, формальной, назидательной манере. Расхождение слов с делом -- с тем, с чем молодежь сталкивается в реальности -- порождает недоверие к этим усилиям, а снисходительная позиция "воспитателей" по отношению к "воспитуемым" приводит к отвержению вплоть до открытого сопротивления навязанному сверху.

     С другой стороны, юношеский возраст наиболее восприимчив к различного рода воздействиям в силу того, что в этот период происходит интериоризация морали. Нравственные принципы приобретают личностно значимый смысл, критически переосмысливается и переоценивается когда-то бездумно воспринятое, формируется мировоззрение и жизненная философия, основой основ становится ценностная ориентация. Поэтому так актуальна сейчас проблема поиска, разработки и систематизации альтернативных форм и методов работы с молодежью, повышение их эффективности и привлекательности для данной возрастной категории. По мнению автора настоящего исследования, педагогам и психологам -- специалистам по работе с молодежью -- следует направить усилия на создание привлекательной для молодых людей воспитательной среды, благоприятной для формирования необходимых личностных качеств.

     Роль воспитательной среды как мощного фактора формирования и развития личности в настоящее время незаслуженно недооценивается, ее возможности не используются в полной мере. А ведь именно молодежь на определенном этапе жизни, в период взросления, испытывает потребность во вхождении в сообщества, основанные на общих ценностях, которые переводятся во внутренний план и используются как материал для саморазвития.

     В связи с этим наиболее перспективным представляется использование богатого арсенала групповых методов и методик, накопленных в области практической психологии, для оптимизации личностного развития и создания благоприятной воспитательной среды в специально организованном молодежном микросоциуме.

     Сегодня есть опыт создания подобной воспитательной системы. Это Синтон-программа -- целостная программа духовного развития, нравственного воспитания молодежи и создания новой формы воспитательной среды, разрабатываемая российскими психологами под руководством Н.И. Козлова в течение многих лет. На основе этой программы работают молодежные объединения в различных городах России, в том числе и тульский клуб практической психологии "Синтон", руководителем которого является автор работы.

     Подводя итог вышесказанному, сформулируем гипотезу, которая является отправной точкой настоящего исследования. Она состоит в том, что использование групповых методов психолого-педагогического воздействия позволяет сформировать в специально организованном молодежном микросоциуме (клубе практической психологии "Синтон") благоприятную воспитательную среду. Это предположение базируется на закономерностях группового воздействия на личность, а также на возрастной сензитивности к подобному воздействию, актуальной потребности молодежи в самопознании, самосовершенствовании, саморазвитии и самореализации и во вхождении в сообщества, основанные на общих ценностях. По мнению автора работы, в настоящее время этот подход наиболее полно и эффективно реализуется в Синтон-программе.   Предметом исследования стало использование групповых методов психологического воздействия в создании воспитательной среды (на опыте работы тульского молодежного клуба практической психологии "Синтон").  Объектом исследования являются групповые методы психологического воздействия в работе с молодежью.  Цель исследования: выявление роли групповых методов психологического воздействия в создании благоприятной для личностного развития воспитательной среды.  Задачи исследования:

     -- обосновать эффективность использования групповых методов психологического воздействия для формирования личности человека в юношеском возрасте;

     -- изучить влияние воспитательной среды в клубе практической психологии через исследование мотивации, ценностных ориентаций и развития рефлексии;

     -- выявить роль конкретных групповых методов, используемых Синтон-программой, в создании воспитательной среды на опыте работы тульского молодежного клуба практической психологии "Синтон".

     Для достижения цели и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

     -- изучение литературы по проблеме;

     -- наблюдение и самонаблюдение;

     -- формирующий эксперимент;

     -- опрос (анкетирование, интервью, беседа);

     -- тестирование;

     -- метод логического анализа и интерпретации;

     -- метод статистической обработки данных;

     -- метод анализа документов в виде самоотчетов участников группы. 

     Состояние научной разработки проблемы.

     Начало научной истории групповой психотерапии относится к началу двадцатого века, хотя многие ученые задолго до этого отмечали способность группы оказывать благоприятное воздействие на личность. В первое десятилетие двадцатого века начали складываться экспериментальные техники исследования малых групп. В.М. Бехтерев впервые эмпирически показал эффект изменения индивидуальных суждений морального характера в результате дискуссии [6].

     К.С. Станиславский разработал систему подготовки актера во взаимодействии с другими создателями спектакля, давшую много ценного для дидактики групповых творческих методов, разработкой которых впоследствии занималась С.В. Гиппиус [10].

     Особый вклад в рассматриваемую проблему внесла советская педагогика как система коллективного воспитания. Обучающий и воспитывающий эффект группы был отмечен в теории и практике формирующего воздействия коллектива на личность (в трудах А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др.).

     История групповой психотерапии в США включает "репрессивно-вдохновляющий подход" Дж. Пратта, психодраматические и социометрические методы Я. Морено, психоаналитические принципы З. Фрейда и гуманистическую ориентацию в психологии К. Роджерса. На этой основе, дополненной экспериментальными исследованиями групповой динамики К. Левина, возникли современные психокоррекционные группы [39].

     В отечественной психологии была предпринята попытка описать взаимодействия и взаимоотношения в группах на основе деятельностного опосредования межличностных отношений содержанием совместной деятельности – стратометрическая концепция интрагрупповой активности в работах А.В. Петровского [34]. Достаточно широко освещенным в научной литературе представляется понятие социально-психологического климата [9], механизмы воздействия группы на личность [24]. Использование активных групповых методов психолого-педагогического воздействия отражено в работах Ю.Н. Емельянова [15], Л.А. Петровской [33] и др.

     В настоящее время получил развитие не только теоретический, но и прикладной аспект проблемы. Публикуется множество сборников различных психологических игр и упражнений, коррекционных программ, направленных на развитие личности (работы Н.В. Самоукиной [41], В.В. Петрусинского [16], А.С. Прутченкова [35], Н.И. Козлова [20]). В методических разработках и сценариях проведения занятий представлен оригинальный синтетический подход к использованию групповых методов самых разнообразных форм, психологических течений и направлений. На роль использования этих методов в создании привлекательной для молодежи воспитательной среды, благоприятной для формирования нравственной и коммуникативной культуры, навыков синтонного (в противоположность конфликтному) общения указывается в работах Н.И. Козлова [18], А.П. Егидеса [14], Л.Д. Столяренко [44]. Однако недостаточно разработанной представляется проблема использования групповых методов психологического воздействия в работе с молодежью с учетом возрастных особенностей и современных тенденций воспитания лиц юношеского возраста.

     Проблема необходимости специально организованного нравственного воспитания молодежи всесторонне рассмотрена в работе О.С. Богдановой, С.В. Черенковой "Нравственное воспитание старшеклассников" (М., Просвещение, 1988). Характеристика юношеского возраста представлена в теориях периодизации развития Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.П. Божович, А.В. Петровского, В.И. Слободчикова. Большой вклад в изучение и описание юношеского возраста внесли многочисленные работы И.С. Кона [22]. Сензитивность юношеского возраста для нравственного воспитания, а также характеристика со-бытийной общности как ценностно-смыслового объединения людей, роль этой общности в становлении личности отмечены в работе В.И. Слободчикова, Е.И. Исаева [42].

     Подводя итог, можно отметить, что в научной литературе в целом широко освещается роль группы в формировании личности, характеризуются групповые методы психолого-педагогического воздействия, излагается концепция юношеского возраста. Однако роль групповых методов в создании воспитательной среды, оптимизирующей личностное развитие молодежи (особенно после окончания школы), определена недостаточно.

     В связи с этим данная работа является попыткой обобщить теоретические данные социальной и возрастной психологии и практический опыт для обоснования роли групповых методов психологического воздействия в создании воспитательной среды (на примере тульского молодежного клуба практической психологии "Синтон").

Раздел 1. Социально-психологическая характеристика групповых методов воздействия и их использование в работе с молодежью

     1.1. Активные групповые методы социально-психологического обучения и развития, их классификация 

Воспитывать человека – значит оказывать содействие формированию его личности. Межличностное взаимодействие в группе может значительно повысить эффективность обучения, воспитания и развития каждой отдельной личности и группы в целом. Специфика реализации социально-психологического подхода к проблемам обучения и воспитания заключается в стремлении задействовать позитивный потенциал межличностной активности.

Существуют три вида, или направления активности: познание мира и себя; вынесение оценки окружающему миру; изменение себя и мира.  К факторам, побуждающим к активности, относятся: 1)    познавательный и профессиональный интерес, или личная заинтересованность в познании; 2)  творческий характер деятельности; 3)      состязательность; 4)          игровой характер проведения занятий, динамика и драматизация; 5)     эмоциональное воздействие разных факторов [47].  Активным групповым методом может быть назван любой способ планируемой активизации коммуникативных процессов в учебной или иной целевой группе, независимо от содержания поставленных задач. Эти задачи могут быть: учебно-познавательные; творческие; психокоррекционные.  Активные групповые методы можно условно классифицировать следующим образом: 1)        дискуссионные методы; 2)  игровые методы; 3)  сенситивный тренинг [15].  Дадим характеристику каждому из этих методов. 

Дискуссионные методы.

Групповая дискуссия повышает мотивацию и эго-вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности. Объектом дискуссионного обсуждения могут быть: реальные случаи, или казусы; проблемы различного характера; ситуации межличностного взаимодействия; ситуации морального выбора.  Ценность последнего метода чрезвычайно велика, поскольку именно однородность группы по уровню нравственного развития обеспечивает ее эффективность. Практика показывает, что значительное расхождение в показателях нравственной зрелости среди участников группы может парализовать ее деятельность даже в тех случаях, когда перед ней стоят чисто инструментальные цели.

Метод обсуждения нравственных проблем преследует как диагностические, так и конструктивно-воспитательные цели: осознание участниками последствий выбора того или иного типа поведения, адекватного для окружающих и для функционирования собственного «я» в системе отношений. Метод групповой дискуссии способствует уяснению каждым участником своей точки зрения, развитию инициативы, коммуникативных качеств и умения пользоваться своим интеллектом; помогает решать следующие задачи: а) обучать участников анализу реальных ситуаций, навыку отделять важное от второстепенного, формулировать проблемы; б) прививать умение слушать и взаимодействовать с другими людьми; в) моделировать особо сложные ситуации; г) продемонстрировать характерную для большинства проблем многозначность возможных решений.

Правда, все разновидности метода анализа проблемных ситуаций имеют общий недостаток—обращенность преимущественно к интеллектуальной стороне личности. Кроме того, человек реагирует не на ситуацию, а на свое восприятие этой ситуации, зависящее от системы его установок (отношений и самоотношения). 

Игровые методы.

Их целесообразно поделить на операционные и ролевые. Операционные (деловые, управленческие) игры имеют сценарий, в который заложен более или менее жесткий алгоритм «правильности» и «неправильности» принимаемого решения, то есть обучаемый видит то воздействие, которое оказали его решения на будущие события. В таких играх более подчеркнут аспект инструментального обучения, и в то же время формализован и минимизирован по сравнению с реальностью межличностный аспект. Таким образом, имитационная игровая модель неизбежно упрощает реальную действительность. Ролевые игры с элементами драматизации способствуют раскрытию и совершенствованию потенциала самовыражения. Они сталкивают участника с ситуациями, характерными для реальной и значимой для него деятельности, ставит перед необходимостью изменить свои установки, создают условия для формирования новых, более эффективных коммуникативных навыков (вербальных и невербальных, деятельностных и эмоциональных, и пр.).

К игровым методам можно отнести: 1.     Социодраму (ситуационный тренинг). Его цель заключается в достижении эффективного взаимодействия с партнерами в условиях делового или повседневного общения. 2.         Технику психодрамы, которая направлена на разрешение внутренних конфликтов индивида путем проигрывания жизненных ситуаций и создания условий для осознания себя как целостной личности. 3.         Контригру (трансактный метод осознания коммуникативного поведения). Контригровая задача группы состоит в том, чтобы в условиях откровенного общения под руководством психолога-тренера разобраться в преобладающих эго-состояниях и специфике своих скрытых игр, манипуляций, «ролей-по-жизни», и так далее. 

Эти методы являются очень эффективными, так как осуществляют целостный подход к когнитивному, эмоциональному и поведенческоу компоненту личности, приближают ситуацию обучения к реальной. 

Сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства).

Отличительной особенностью этого метода является стремление к максимальной самостоятельности участников. Основная роль ведущего— быть катализатором процессов взаимодействия в группе. Основным средством стимуляции группового взамиодействия здесь выступает феномен отсутствия структуры. Метод основан на актуализации чувств и эмоций, а не интеллекта; на обмене участников обратной связью—информацией о том, как их воспринимают окружающие, что позволяет корректировать свое поведение в межличностных ситуациях, изменять устоявшиеся стереотипы восприятия и так далее. Основная цель сенситивного тренинга, таким образом, заключается в развитии и совершенствовании способности индивида понимать себя и других. Большинство людей решают эту задачу рационалистически, меньшинство эмпирически. Между этими гносеологическими полюсами располагаются все индивидуальные стратегии. Крайний рационалист действует так, словно его субъективные впечатления являются знанием более высшего порядка, чем эмпирические факты. Рационалистическое понимание эмоционально, субъективно и самонадеянно. Эмпирик, напротив, верит только тому, что можно видеть, слышать и осязать. Для него характерно принижение рационального познания и абсолютизация чувственного опыта. 

В группе сенситивного тренинга участник корректирует свои субъективные взгляды, развивает следующие компоненты сенситивности: 1)      наблюдательная сенситивность—способность воспринимать всю совокупность вербальных и невербальных сигналов, поступающих от окружающих (в том числе и навык самонаблюдения); 2)          теоретическая сенситивность—способность выбирать и принимать теории для более точного понимания и предсказания чувств, мыслей и действий других людей; 3) номотетическая сенситивность—способность понимать типичных представителей той или иной социальной группы, используя это знание для предсказания поведения других представителей данной группы; 4) идеографическая сенситивность—способность понимать своеобразие и неповторимость каждого человека. 

Активные методы социально-психологического обучения и развития были признаны эффективными для использования в учебно-тренировочных группах. Их сверхзадачей была не столько концентрация на коммуникативных умениях участников, сколько пробуждение интереса к людям, в том числе к себе самим как представителям рода человеческого.  Направленность на самопознание, реализованная через межличностные отношения в группе, обеспечивают высокую вовлеченность и мотивацию, выводит участников из круга обычной интроспекции.

Общие принципы организации учебно-тренировчных групп: 1)          Принцип разграничения учебного и тренировочного аспектов. Термин «тренинг» в структуре русской психологической речи предлагалось использовать для обозначения методов развития способностей к обучению или овладению любым сложным видом деятельности (например, общением). 2)   Принцип психологического события. По А.С. Макаренко, мало полагаться только на эволюционные пути развития духовной структуры индивида. Для реализации личностных перемен нужны и острые моменты, взрывы, потрясения, которые должны быть не только конфликтными, но и созидательными. 3)  Принцип самодиагностики, провоцируемый группой для каждого участника, включая ведущего. При этом весьма важно стремление к самораскрытию и поддержка его группой, атмосфера открытости и доверительности. 4) Принцип натурально-чувственной материализации изучаемых социально-психологических феноменов. Важно организовать переживание каждым участником предполагаемых межличностных обстоятельств. 5)      Принцип субъект-субъектной организации педагогических отношений. 6)      Принцип обратной связи.  Основные психолого-педагогические задачи деятельности учебно-тренировочной группы: осознание обучаемым себя в ситуации: своих целей и целевой структуры ситуации, ее правил, содержания ролей участников и их репертуаров, паттернов поведения и используемых при этом коммуникативных средств самопроявления и самовыражения; осознание целостности своего социально-психологического бытия среди других людей и овладение приемами декодирования психологических сообщений (в том числе и невербальных), идущих от окружающих индивидов и групп; чувственное познание групподинамических феноменов и осознание своей причастности к возникающим межличностным ситуациям; коррекция и формирование социально-психологических навыков и умений участников; обучение индивидуализированным приемам межличностных взаимодействий, используя субъективные преимущества обучаемого. 

Учебно-тренировочная группа осуществляет свою деятельность в рамках социально-психологического тренинга. Это практика психологического воздействия, синтезирующая активные методы групповой работы. В социально-психологическом тренинге реализуются два основных подхода: поведенческий, ориентированный на повышение коммуникативной компетенции; личностно-развивающий, направленный на изменение личности обучаемого с помощью преобразующего воздействия тренинговой группы.  Основная гуманистическая идея тренинга заключается в том, чтобы не заставлять, не давить, не ломать человека, а помочь ему стать самим собой, приняв и полюбив себя, преодолеть стереотипы, мешающие ему жить радостно и счастливо, прежде всего в общении с окружающими людьми. Наряду с этой основной целью есть и ряд сопутствующих: а) повышение социально-психологической компетенции участников и развитие их способностей эффективно взаимодействовать с окружающими; б) формирование активной социальной позиции участников и развитие их способностей производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей; в) повышение уровня психологической культуры [35].

Конкретные формы проведения социально-психологического тренинга разнообразны. Это может быть: перцептивно-ориентированный тренинг; тренинг общения; тренинг личностного роста; тренинги умений и так далее.  Для любой из этих форм характерны следующие основные фазы, которые проходит социально-психологический тренинг: организационно-подготовительная; вводно-ознакомительная; диагностическая; коррекционно-развивающая; заключительно-обобщающая.  Дифференциация форм и методов групповой психологической работы зависит от того, в каких теоретических традициях они представлены, в рамках какого подхода они осуществляются.

В настоящее время можно выделить следующие основные подходы: поведенческий подход (бихевиоризм); деятельностный подход; когнитивный подход; психоаналитический подход; экзистенциально-гуманистический подход; психодрама; телесно-ориентированный подход; психосинтез; трансперсональный подход; гештальттерапия [47, с.314-317].  Кратко охарактеризуем используемые в каждом из данных подходов методы. 



Страница сформирована за 0.08 сек
SQL запросов: 169