УПП

Цитата момента



Чем лучше джип, тем дальше идти за трактором.
А какой вы проходимец?

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Ребенок становится избалованным не тогда, когда хочет больше, но тогда, когда родители ущемляют собственные интересы ради исполнения его желаний.

Джон Грэй. «Дети с небес»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d542/
Сахалин и Камчатка

щелкните, и изображение увеличитсяТимур ГАГИН,
психолог,
директор Центра гуманитарных исследований «Эмбер»,
г. Уфа

СИНТОН-ТЕХНОЛОГИЯ

Данная статья была опубликована в N 19/2000 еженедельника "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября".
Все права на эту публикацию принадлежат автору и издателю.

Предлагаемый материал обобщает опыт семинара «Практика ведения групп социально-психологического тренинга», который второй год проводится в Центре гуманитарных исследований «Эмбер» г. Уфы. В последнем, декабрьском номере «Школьного психолога» (см. № 48, 1999 г.) я прочитал весьма интересные рецензии на книгу Н.И. Козлова «Формула личности». Мне показалось, что в них проявилась тенденция отождествлять популярные (в разных смыслах этого слова) книги Н.И. Козлова с повседневной работой по Синтон-программе. А это не совсем верно. Насколько я знаю, это не вполне совпадает даже у самого Н.И. Козлова. На практике он более осторожен и взвешен, чем в литературном творчестве.

Работая на протяжении последних семи лет по разным тренинговым программам, в том числе и по Синтон-программе, общаясь с ведущими, с коллегами-психологами как в нашем городе, так и по всей стране (по почте), я могу свидетельствовать, что в реальности синтоновские тренинги (не претендующие, кстати, ни на коррекцию, ни тем более на терапевтическую работу) оказываются весьма полезными, удачными и вполне доступными для использования.

Я предлагаю материал (с достаточно подробным описанием практики и с примерами), в котором «спокойно-либерально» (слова коллег, которые тоже используют синтоновские методики и которым я отсылал текст для ознакомления-исправления) описывается реальное положение дел. Возможно, так мы успокоим многих и обратим внимание психологов на полезные стороны работы клубов «Синтон».

НЕОБХОДИМЫЕ УТОЧНЕНИЯ

Разговоры о том, что такое Синтон (и что Синтоном не является), идут уже давно. На мой взгляд, здесь два вопроса: что такое Синтон сегодня и чем он будет. Кстати, второй вопрос не тождественен вопросу «каким мы хотим видеть Синтон в будущем?» Практика всегда дает пинка теории, не так ли?

В каждом из этих вопросов есть свои уровни. Сегодня Синтон — это:

— программы семинаров и тренингов, включая Синтон-программу;
— ведущие тренингов и курсов;
— народ, который на тренинги ходит;
— организационная структура на местах;
— зарождающееся (15 лет – еще не срок) направление в групповой, шире — практической психологии.

Все это вместе я склонен называть Синтон-технологией, потому что главный вопрос, на мой взгляд, это — как Синтон работает и как сделать, чтобы он работал лучше.

СИНТОН СЕГОДНЯ

Существует несколько вариантов Синтон-программы. Во-первых, самый старый комплект (от «Контакт-группы» до «Сексологии»), который, я тому свидетель, остается вариантом сильным и работоспособным. Во-вторых, «Практическая психология на каждый день» Дмитрия Устинова. В-третьих, вариант, который был некогда назван «Синтон-95» — от «Трудных игр» до «Личной жизни». В-четвертых, «Синтон-98», отличающийся от остальных не только по названию и компоновке упражнений, но и по аспектам личностной направленности.

Начинающие ведущие воспроизводят программу весьма приблизительно (в поздних вариантах Синтона многое зависит от личностной позиции, опыта и человеческой глубины самого Козлова, а это уже не транслируется на 100%). Ведущие посильней и со стажем (и я тоже) обкатывают программу «под себя», чтобы она звучала и работала сильно и искренне.

Таким образом, Синтон-программа реально существует в трех вариантах: в том, что ведет Николай Иванович; в том, что можно назвать копией (начинающее подражательство, и это неплохо — сначала надо так); в том, что делают из Синтон-программы опытные ведущие.

Все это и есть Синтон-программа, поскольку она сохраняет то базовое и общее, что не пропадает, хотя по-разному преподносится и интерпретируется.

ОТ БЫТА К БЫТИЮ…

Если рассмотреть Синтон-программу в ее среднем виде, то есть не сдобренном классной (или, наоборот, неважной) работой ведущих, то в ней можно выделить следующие основные моменты.

В Синтон-программе присутствует поддерживающая атмосфера, стимулирующая человека, позитивно его оценивающая. Большая часть группы приходит на занятия именно за этим, за добрым и легким общением, за одобрением и поддержкой, шире — за тем умным и интересным, что не всегда можно найти в другом месте. И клуб это дает. Претензии ведущего на этакую гуруидальность и нетленные мысли попросту игнорируются.

У участников развивается критическое мышление: расшатываются дезадаптивные установки («заморочки»). Как это здорово формулирует Игорь Губерман:

Когда нас учит жизни кто-то,
Я враз немею:
Житейский опыт идиота
Я сам имею.

Синтоновский народ знакомится с разной проблематикой – как психологической, так и морально-нравственной. Приобретается опыт постановки вопросов и опыт поиска ответов при знакомстве с многообразием чужих мнений и при анализе своего поведения в различных упражнениях. Амплитуда тем — от бытовых до бытийных (экзистенциальных). И Синтон-программа ответов не дает. По крайней мере, однозначных ответов.

Развивается культура и широта мышления. Естественно, не в абсолютном исчислении, а относительно того, с чем человек пришел. Что еще? Еще научение простейшим основам неконфликтного поведения и техническим штучкам, которые, оставляя в стороне вопросы «что?» и «зачем?», отвечают на старинный вопрос практической психологии «как?». Справедливости ради надо сказать, что доля таких вещей в Синтон-программе невелика. К чьей-то радости, к чьему-то неудовольствию, но это так.

Все? Нет, конечно, еще есть психология семьи и брака, психология мужчин и женщин, психология жизни и отношения к смерти, психология сексуальности и детско-родительских отношений, много чего еще есть. Но все это разнится в конкретном исполнении разных ведущих.

ЧТО У НАС ЕСТЬ ВСЕГДА

Всегда у нас есть:

— поддержка желания общаться с людьми и расти-меняться;
— помощь в развитии мышления и раскрытие широкого горизонта психолого-философских вопросов, на которые надо ответить себе в процессе личностного роста;
— часто встречающиеся варианты ответов — с упором на наиболее социально-полезные (в широком смысле), выявление потенциальных опасностей, плюсов и минусов разных выборов.

Вот что такое Синтон-программа в самой ее глубокой сути, над которой надстраиваются конкретные занятия, упражнения, техники и личность ведущих. Включая, кстати, и личность самого Николая Ивановича Козлова.

КОЗЛОВ И СИНТОН

Николай Иванович, разумеется, привносит много еще чего от себя. Но с того момента, как он провозгласил транслируемость (передаваемость) синтоновских методик, он и отказался (по факту, и не так важно, что нам кажется) от того, что он — единственный человек, кто определяет суть Синтон-программы. С этого момента она отделилась и живет своей жизнью. И теперь Козлов — это Синтон, но Синтон — это не только Козлов. Это — направление в современной групповой психологической работе.

ВЕДУЩИЕ И ОРГСТРУКТУРА

Итак, мы имеем следующее.

  • Синтон-программу и сателлитные тренинги-курсы-семинары.

  • Синтон-ведущих и ведущих семинаров-курсов. Это может совпадать, а может и нет. Обычно в клубе есть как минимум Синтон-ведущий. Лучше, если не один.

  • В уже сложившийся клуб иногда приходят другие ведущие и что-то делают одноразово или регулярно (ребефинг, или веревочный курс, к примеру).

Возможен вариант, когда собственно Синтон-программу берут в дополнение к чему-то уже существующему. По-моему, тоже неплохо.

Понятно, что околосинтоновские ведущие могут появиться лишь возле сильных синтоновских ведущих. В противном случае синтоновские ведущие окажутся около чего-то еще. Так что вариантов Синтона тоже есть несколько:

— сильный клуб, где много чего есть;
— клуб, где несколько синтоновских групп (и ведущих);
— клуб, где групп несколько, но ведущий один;
— просто группа, она же и клуб;
— группа или группы при какой-то другой структуре.

В Синтоне занятия в группах бывают раз в неделю по 3—4 часа. Собственно, именно такие группы и составляют основу работы клуба. Остальное — вокруг, если есть. Структура занятий благодаря сценариям достаточно стандартизирована. Основные цели и задачи — тоже. Есть пояснительная записка к Синтон-программе, где тоже обозначены контуры.

Если же ведущий берет куски занятий и упражнения где ни попадя, в том числе и в синтоновских методичках, и сооружает что-то ему только ведомое, то он, возможно, молодец, но он — не синтоновский ведущий и его детище к синтоновским проявлениям, наверное, не относится. Это просто другое.

Таким образом, в клубе «Синтон» есть минимум один обученный ведущий группы по Синтон-программе (и сама группа), а максимум — другие ведущие, другие группы и дополнительные курсы тоже со своими ведущими. Причем среди дополнительных курсов могут быть и обучающие. В том числе и Синтон-ведущих. Если клуб попадает в это пространство, то это фактически Синтон-клуб на одной из стадий развития. Даже если он не заслужил формального права это имя носить. Вопрос о качестве стоит отдельно. Но это важный вопрос.

МАСТЕРСКАЯ И МАСТЕРА

Еще есть мастерская ведущих. Это не то же самое, что обучающие тренинги, хотя они на мастерской есть. Это то место, где не только виртуально и интеллектуально, а вживе встречаются те, кто воспроизводит Синтон не только количественно, но и двигает качественно. Где сталкиваются и сливаются идеи и где — это важно — появляются и растут профессионалы.

Кроме Козлова есть еще известные ведущие, но они известны в Синтоне, а не в большой психологии. И, хотя уже вышла книга Саши Любимова в серии НЛП, крупных фигур со своими значимыми различиями в подходе к Синтону еще нет. (Как, например, Юнг, Хорни, Фромм в психоанализе, Бандура и Скиннер в бихевиоризме, Гриндер, Бендлер, Аткинсон и Дилтц в НЛП, Райх, Лоуэн и Фельденкрайз в телесно-ориентированном подходе. Эти направления в психологии не умерли вместе с их основателями, потому что значимых фигур было больше одной-двух, были не только верные ученики, но и оригинальные и смелые мыслители.)

Полагаю, что сама природа Синтона не даст считать кого-то еретиком или отступником, и если мы хотим, чтобы Синтон стал серьезным психологическим направлением, то наша задача искать и поощрять тех, кто может его обогатить.

НАРОД В СИНТОНЕ

Тут надо сразу выделить главное: какие бы высокие и нравственные цели Синтон ни ставил, народ к нам идти не должен. Это мы ему — должны. И идти к народу мы должны с тем, что ему нужно, а не с тем, что нам нужно от него. А если наше добро приходится насаждать, а потом еще и удерживать силой, значит, мы делаем что-то не то. Потому что у него, народа, есть свои (и очень разные) ценности. Да, есть глобальные и главные: добро, мудрость, любовь, жизнь, свобода, путь и т.д. Но и они у людей — разные.

Забота Синтона в целом — чтобы его хватало не на всех вообще, а — в идеале — на всех тех, кому Синтон может быть полезен.

Народ приходит в Синтон, чтобы взять что-то для себя. За это он платит клубные взносы, доброжелательно относится к ведущим и порой помогает своему клубу или просто его любит. Но требовать всего этого как само собой разумеющегося человеческого «долга Синтону» — это несерьезно и для Синтона разрушительно.

Понятно, что вместе с тем, что человек хочет взять (созрел уже), мы можем щедро дать еще — больше. И если человек с нашей помощью это возьмет, то есть задумается глубже и вырастет выше, чем сам планировал, — хорошо. Но если «тех, кто счастлив не будет, я в бараний рог согну», как говорил Бармалей, то — давайте читать книгу Н.И. Козлова «Как относиться к себе и людям», и мы поймем, что сначала, до того как нести счастье и добро другим, надо поработать над собой. А потом еще раз подумать. Народ Синтону ничего не должен!

А какому народу может быть нужен Синтон? По опыту — студентам, молодым работающим людям. (17—27 лет — кризисы эго-идентификации и продуктивности, «Кто Я?» и «Что я в жизни делаю?». Впрочем, эти вопросы волнуют и тех, кто старше, но в Синтоне скорее приучают задаваться такими вопросами и искать ответ самостоятельно, чем прямо отвечают.) Словом, людям думающим и вообще склонным задаваться вопросами. А еще людям, живущим не вполне комфортно (психологически). Людям, ищущим тепла и эмоционального принятия.

КАЖДОМУ — СВОЕ: ОПТИМАЛИСТСКИЙ ПОДХОД

Синтон-программа построена так, чтобы с каждым занятием темы углублялись, работа усложнялась, а люди росли. Состав групп за год меняется (при среднем составе в 25—35 человек) где на треть, а где и наполовину. То есть одни приходят, а другие уходят. (Если хотите, отсеиваются.) Уходят, по моим наблюдениям, тогда, когда близкая и нужная им тематика закончилась и начинается то, что им пока не близко. Бывает (и часто), что приходят люди через год-два и говорят: «Вы меня, наверное, не помните. Я тогда ушел (ушла), не доходив до конца. Мне тогда было трудно (скучно). А теперь мне это стало интересно».

То есть человек берет столько, сколько ему сейчас надо и сколько он может взять, принять и «переварить». За остальным он, возможно, придет потом. Может, ему хватит и этого. Может, он придет куда-то в другое место. Потому что путей много, а сходятся они только на самом верху холма.

Синтон работает не для тех избранных, которые нравятся привереде-ведущему, но и не для всех вообще (потому что тогда никакого усложнения программы не происходит), а дает каждому свое, что я и называю оптималистским подходом к работе в противовес минималистскому и максималистскому, то есть вольнице без правил и всеобщему обязательному единообразию соответственно.

ОБУЧЕНИЕ ВЕДУЩИХ

Очевидно, что ведущих надо обучать. Причем не только (а часто и не столько) Синтон-программе, сколько базовым навыкам групповой работы и вообще психологической работы. То есть личностным навыкам и умениям — во-первых, и навыкам работы с группой — во-вторых. И уже потом — Синтон-программе: работе телом и голосом (особенно!), рационально-эмотивным техникам. Ведущим даются знания об особенностях групповой динамики в Синтоне и о том, как ею управлять, о формировании норм и ценностей, о стандартных ошибках и о том, что со всем этим делать.

КАК СИНТОН ДЕЛАЕТСЯ

Необходимо дать ответ и на основной технологический вопрос: как это делается. Почему мы говорим о Синтоне как об особом подходе, а не как об очередной (хотя и успешной) попытке свести старые и новые упражнения в ряд занятий (см., например, книжки А.С. Прутченкова или В.И. Гарбузова).

Ясно, что тот, кто использует упражнения из сборника, еще очень далек от реальной работы по Синтону, как и тот, кто знаком с техникой «горячего стула», — еще совсем не гештальтист, и также умеющий отличать «арку Лоуэна» от «позы лука» — не обязательно профессиональный телесно-ориентированный специалист, а читавший про калибровку и якоря — не вполне «нэлпер».

Сначала скажем главное. Синтон — это не отдельный мир, не учение и не оторванная от жизни философия. В нем не больше философии, чем в подходах Фрица Перлза или Якоба Морено.

Синтон — это технология, в которой может работать не только ее основатель Н.И. Козлов, а любой обученный человек. Желательно, талантливый в работе с людьми. И кстати, обученный и талантливый человек может не только работать, но и развивать идеи дальше, вводить свои находки, открывать горизонты и т.д. Синтон — открытая технология.

Одновременно Синтон — не единственная и неповторимая технология, в которой «know-how» на каждом шагу и ни слова в простоте. Вовсе нет. Синтон как нормальная, реалистическая технология делово воспринимает достижения других технологий. Только бы работало.

Синтон — это не мир. Не надо по Синтону жить, по нему надо работать — в том числе и над собой. А жить надо в мире. Это и ответ на письмо одного из синтоновских ведущих с Украины: если «в Синтоне я буду таким, каким нужно, но выйду — и ну его, этот устав и правила…», то это — «зарабатывание денег и, по большому счету, вранье».

Устав и правила нужны не сами по себе (заметим, они не ценны, они нужны, то есть — полезны), а для того чтобы навык конструктивного — синтонного — общения прививался, входил в жизнь и жить помогал. По науке это называется интериоризация — развернутое осознанное действие, лежащее в основе научения и позднейшего автоматического использования.

Как «суббота для человека», так и устав для жизни, а не наоборот. Устав — это игра, принятая в клубе, чтобы полезное дело легче прививалось. А выносить его в жизнь, тем более как ее основу, — вряд ли разумно. Жизнь в рамки не влезает, она богаче, извините за банальность.

Как мне объясняли философы, есть такая теорема Геделя: «В любой сложной системе есть положения, равно недоказуемые и неопровержимые в рамках этой системы». Жизнь, как я понимаю, — система достаточно сложная, чтобы не воспринимать всерьез окрики «не по уставу!». В том числе и окрики себе.

Работа над собой — это тоже жизнь, но это — не вся жизнь. Потому что работа над собой должна быть для чего-то, а не сама по себе. И в этой работе должен быть принцип разумной достаточности. Этакая «защита от дурака», чтобы не перегреться. Достаточно — это когда жизнь работает и дает осмысленный результат.

А еще в жизни от работы должен быть отдых. Потому что тогда — при прочих равных — больше сделаешь.

МЕСТО И РОЛЬ

Синтон нужен не всем, и, тем более, он не панацея от всего. Синтон работает на свой возрастной и социальный контингент (среднеобеспеченные нормальные люди 17—40 лет; сильно депривированные, то есть обездоленные, пойдут, видимо, не сюда). Он ориентирован на определенную теоретическую и методическую базу, а также общечеловеческие и социальнозначимые ценности в реалистической (не путаем с материалистической) трактовке.

Конкретно и кратко: Синтон имеет дело с людьми старшего юношеского возраста и взрослыми, близкими к норме, работает на личностный рост и развитие (а не коррекцию), на адаптивную (успешную) социализацию (поиск своего места в мире и обществе) и на раскрытие творческого потенциала личности. Все.

Понятно, что это не открытие Америки, вся психология на это работает. Да, именно так. Синтон — направление в психологии, и работает он на то же, на что и вся психология. Поэтому любителям приобщиться к единственно верному Откровению тут делать нечего.

Все остальное — мастерство и уникальные личностные качества ведущих и дело техники.

В рамках существующих подходов к групповой работе Синтон-программа — это пролонгированный (в отличие от интенсивного) тренинг общения, личностного роста и развития навыков (в отличие от коррекционного или обучающего), включающий элементы работы Т-групп, групп темоцентрированного взаимодействия, инкаунтер-групп (термин «группа встреч», на наш взгляд, сильно искажает реальную суть), групп тренинга умений и ролевой игры.

Синтон не противостоит какому-либо подходу, он, как и другие подходы, предлагает свою базу и свой инструментарий для решения доступного ему круга задач.

ИНТУИЦИЯ, ОЗАРЕНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ

Привычно сублимируя либидо…

Д. Леонтьев

Любая работа только тогда может считаться профессиональной, когда в ней практически отсутствуют случайные, иррациональные действия, не имеющие осознанной цели. Критерием профессиональной работы является устойчивая воспроизводимость результата. Причем такая, при которой результаты предлагаются клиенту в его реальном мире, а не в предварительной теоретической картине.

Проще говоря, если мы сначала убеждаем клиента, что в мире есть «супер-Эго», «Родитель и Ребенок», «сублимированное либидо», «квази-потребности», а потом ему «открываем глаза» на то, что его супер-Эго и есть его Родитель, который и заставляет сублимировать либидо через квази-потребности, может, мы и добьемся потрясенного возгласа: «Вот оно что!», но работой это не является. Еще не является. Вот если вся эта (или иная) словесная мишура поможет человеку в чем-то сориентироваться, принять (или сформировать и принять) полезное ему и окружающим личностное изменение, тогда другое дело.

Человеку, обратившемуся к психологу вообще и в Синтон в частности, не обязательно разделять технологические «заморочки» ведущего, не обязательно (если только он сам не захочет) даже знать о них, просто надо, чтобы они работали, то есть давали человеку результат.

Например, чтобы пользоваться бытовой техникой нам не обязательно разбираться в электронике. А если обязательно, то это плохая бытовая техника, не так ли? Аналогично нам не важно, как именно делает свою работу дантист, лишь бы зубы не болели.

В «заморочках» и механизме пусть разбираются те, кто этой работе хочет научиться, и те, кто хочет этот механизм улучшить или под какие-то свои нужды изменить. Поэтому когда мы говорим о внутренней «механике» нашей работы, нас не могут удовлетворить ссылки на неизведанное, «просветленное», магическое (в разных смыслах этого слова), то есть непонятое самим ведущим действо. Принципы передаваемости и воспроизводимости требуют ясного осмысления и понимания того, что и как делается.

Когда речь всерьез идет об аурах, чакрах и контакте со Вселенной (космосом) — это прикрытие того, что мы не знаем, что делаем и как это работает.

Профессиональное мастерство — это не интуитивная импровизация, а уникальное — именно для данного случая — сочетание нескольких техник или технологий, относительно которых ведущему ясно, что и как он делает. Следовательно, подобное можно воспроизвести еще раз, объяснить, что и как сделал, почему и зачем, и научить другого. Мастерство и искусство в том, что именно к этому случаю мастер оказался готов, сумев адекватно подобрать и использовать то или иное сочетание техник.

Правда, есть одно «но». При долгой и успешной работе большая часть интеллектуально-технической работы классного ведущего может проходить в фоновом режиме, как бы неосознанно в силу уже упомянутого механизма интериоризации, и со стороны смотреться как гениальное озарение. Однако, если ситуацию восстановить и попросить мастера прокомментировать, как он работал, он это сделает.



Страница сформирована за 0.1 сек
SQL запросов: 172