УПП

Цитата момента



Трехлетний ребенок спрашивает взрослого: «А ты все умеешь?»
Взрослый: «Нет!»
Ребенок: «А почему не научишься?»
Наверное, я — ребенок…

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Человек боится вечности, потому что не знает, чем занять себя. Конструкция, которую мы из себя представляем рассчитана на работу. Все время жизни занято поиском пищи, размножением, игровым обучением… Если животному нечем заняться, психика, словно двигатель без нагрузки, идет вразнос. Онегина охватывает сплин. Орангутан в клетке начинает раскачиваться взад-вперед, медведь тупо ходит из угла в угол, попугай рвет перья на груди…

Александр Никонов. «Апгрейд обезьяны»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/
Мещера

Основные идеи, на которых строится воспитательный и образовательный процесс “Синтон-программы”,
или
НАША ТЕХНОЛОГИЯ

Эта глава для книги «Формула личности» была написана где-то в 1997 году и описывала работу Синтона, как Молодежного Клуба практической психологии. В настоящее время в Синтоне много изменилось, Клуб в Синтоне остался, но сместился на периферию, а в центре работает система Учебного Центра с несколько другой программой, идеологией и методикой. О нем — смотри дальше.

Общая картина, или на что похожа Синтон-программа

Синтон-программа — это система групповой психологической работы, имеющая свои характерные черты, свой стиль, свою методическую композицию и свой контингент. Как правило, это группы от двадцати до сорока человек, где преобладает молодежь от 16 до 30 лет, оптимальный вариант половина мужчин половина девушек, занятия проходят обычно раз в неделю где-то по четыре часа с получасовым перерывом посередине.

  • Чай, печенье, ананасы.

Каждое правильно подготовленное занятие в стиле Синтон-программы композиционно простроено так, чтобы на нем были:

1. работа в парах (желательно в том числе в режиме карусельки),

2. работа в микрогруппах,

3. работа в общем кругу и

4. с кем-то индивидуальная работа в стиле демонстрационки.

К этому добавляется: иногда — игра со светом, часто — специальный подбор музыки, и всегда — живая, светлая и бодрая работа ведущего.

Стиль работы по Синтону — не взрывной, но всегда динамичный, с обязательным чередованием работы сидячей, стоячей и ходячей, смены внимательного думания и ярких переживаний. После сладкой и прозрачной медитации вдруг пошла энергичная и едкая провокация, из них логично вытекли тематические ролевые игры, а под них необходимым подспорьем легли серия психогимнастических упражнений и элементы актерского тренинга.

  • Хорошо! А если я этого не сделал — я, как методист, схалтурил.

При этом Синтон — это образовательная программа, это такое же обучение, как обучение таблице умножения или английскому языку. Только обучение происходит не через высаживание стерилизованных знаний на ровном поле интеллектуального интереса, а на поле надежд, в огороде глупостей и в роще страстей, где отработка навыков идет параллельно разминированию страхов и выращиванию новых, высоких ценностей жизни.

  • Которые растут не всегда или иногда кособоко. В общем, не соскучишься.

Цикл занятий имеет достаточно четкую и жесткую тематическую простроенность, но на каждом занятии обычно реализуется типовая схема работы:

1. постановка проблемы (как правило, не теоретическая, а через живое личностное озадачивание),

2. розыгрыш и проживание ситуации (что увеличивает количество вопросов, но дает материал и для некоторых ответов),

3. осмысление и анализ происшедшего (где основная задача ведущего — уйти от теоретизирования "вообще" и сориентировать на реальные практические выводы или задачи),

на этой основе — постановка учебных задач и

4. отработка нужных умений в тренинге (и ориентировка на закрепление в жизни).

Воспитание средой

Как формулирует это педагог-новатор В.Ф.Шаталов, "если огурцы опустить в рассол, через некоторое время все они без всяких нотаций станут солеными". Сильнее всяких методик воспитывает среда, и главной задачей должно быть создание такой среды, которая сформировала бы нужные личностные качества. Естественно, для создания такой среды должны быть достаточно совершенные и надежные методики. А далее, образовательно-воспитательный процесс должен быть достаточно длительным, чтобы среда "пропитала" каждого воспитанника до глубины души.

Синтон-программа реализуется в рамках Клуба практической психологии, где идут не отдельные разовые занятия случайных групп, а, скорее, течет плотный поток общения и психологической работы. И, по свидетельству самих членов Клуба, главным фактором воздействия чаще всего оказывается даже не тематика, а атмосфера группы. А если учесть, что прохождение "Синтон-программы" сейчас занимает около года, то воздействие оказывается достаточно мощным. В перспективе Синтон-программа должна сопровождать детей, подростков и молодых людей в течение всего периода их развития — так же, как для роста дерева необходимы солнце, вода и воздух.

Свободный осмысленный выбор — и предложение образцов

Мы исходим из того, что каждый человек свободен, в том числе свободен строить свою жизнь по своему выбору и проекту, и мы отвергаем навязывание "правильной жизни", от кого бы оно ни исходило. Естественно, поэтому на занятиях категорически исключено назидание и чтение лекций-нотаций. Другое дело, что выбор должен быть осмысленным, поэтому ведущий знакомит членов группы с различными путями и выборами, обсуждает их основания и последствия, ведет живую дискуссию. И, естественно, он имеет право выразить собственные взгляды и убеждения, как жить правильно, то есть умно и добро. Как показывает наша практика, именно такое учение без "промывания мозгов" вызывает у подростков и молодежи наибольшее доверие и дает самые лучшие результаты.

Знание должно быть пережито — и вживлено

Свою психологическую карьеру я начинал как лектор: как преподаватель психологии и как лектор Общества "Знание". И все больше убеждался в том, как мало людям просто что-то сказать: сказать даже правильно и ярко. Если даже они тебя услышали и поняли, даже если это остановило их внимание и осталось в их памяти — от этого Знания до Жизни, до реального воплощения в их повседневную жизнь лежит целая пропасть.

  • Читаю раз лекцию по культуре общения, лекция заканчивается на "Ура". Но тут какие-то посторонние люди начинают заглядывать в наш зал и мешают. Те, кто сидел ближе к двери, на них отреагировали… — отреагировали так, что я понял: в душах этих людей ничего не изменилось. Или почти ничего.

Дать Знание — мало. Надо сделать так, чтобы это Знание — "царапнуло". Это Знание надо еще прожить. В это Знание надо вжиться. И надо найти в себе силы жить так — новым для себя образом.

Поэтому, если в Синтон-программе говорятся какие-то вещи, они обязательно поддерживаются игровой работой, ролевым тренингом или какой-то другой формой личного участия. Теория может закрепляться практикой — практикой здесь и сейчас, на занятии; теория может вытекать из практики — из тех наблюдений и переживаний, которые участники группы получили в играх и упражнениях только что; — но главное то, что

ЗНАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПЕРЕЖИТО — И ВЖИВЛЕНО

Целостность и системность психолого-педагогического процесса

Любой специалист-психолог знает, что в настоящее время накоплен уже довольно большой банк интересных психологических игр и упражнений. Айдакова Л., Бабайцева В.К., Битянова Н.Р., Гильмеев И.З., Ефремцева С.А., Клюева Н.В., Кривцова С. и Мухаматулина Е., Марасанов Г.И., Петрусинский В.В., Прутченков А.С., Самоукина Н.В., Сартан Г.Н., Свистун М.А. (никого из российских не забыл?) написали книги, содержащие просто кучу самых разнообразных, веселых и полезных, психологических и околопсихологических игр и упражнений. К сожалению, мы вынуждены были употребить слово “куча” ко всем этим безусловно дельным книгам, поскольку в них (как, кстати, и в нашем приведенном ниже “Синтон-сборнике”) нет системы и нет целостности. Это только подборка некоторых довольно разрозненных игр и упражнений.

  • Вам нужен телевизор, а вас привезли на радиорынок, торгующий деталями: для любителя поконструировать интересно, но большинство предпочитает купить телевизор уже в корпусе и с ручечками.

Синтон-программа же в оригинале — это целостная система, это психологическая среда и длящееся действо, когда одно упражнение готовит другое и дает материал для Темы, а Тема разрабатывается и закрепляется в следующей Игре, и все это уравновешено и скомпоновано так, что для участники все время находятся в захватывающем  ум и душу процессе.

  • Телевизор уже собран и протестирован: работает. Берете?

Реальные опасности игры и реальная базисная безопасность.

Скорее всего, это специфика именно синтоновской аудитории, но беззубые занятия синтоновский народ не любит. Они знают, что самое спокойное занятие может повернуться в любую минуту совершенно неожиданным боком, после чего ты окажешься или дураком, или убийцей, или трупом.

  • Как в жизни. И это воодушевляет.

С другой стороны, Синтон дает базисное ощущение безопасности. Как  бы на тебя не наезжали, тебя здесь принимают и любят.

  • Собственно, потому и наезжают, что любят.

Ты можешь спорить с группой и ведущим, ты можешь высказывать любые, самые дикие мнения, но, пока ты честен, тебя принимают и ценят — любого. И я, как ведущий, обязан это подчеркнуть.

  • И создать, если в группе этого пока нет.

Вот, например, обсуждается тема "мстюлек",

  • Народное название широко распространенной в жизни игры "Ты мне — я тебе" в негативном варианте "Ну погоди!". "Око за око", а еще лучше оба глаза выколоть стерве, злости на нее не хватает…

так вот, Татьяна рассказывает, как она "умыла" соседку за то, что та не разрешила ей развешивать белье на кухне. Интересуюсь ее отношением к ее диверсионной деятельности — отношение ее положительное: "Сделала гадость — на душе радость". Ну что ж… Я вполне могу на Татьяну наехать и обрисовать свое видение, она, может быть, услышит меня, а может быть, выберет выстрелить в ответ, но независимо от результата нашей потасовки завершение будет всегда: "Аплодисменты Татьяне!"

  • И аплодисменты будет искренними от всех, потому что Татьяна была искренней и мы это нескрываемо уважаем.

=========================

щелкните, и изображение увеличится Читайте «Формулу личности»



Страница сформирована за 0.11 сек
SQL запросов: 172