• Синтоны и конфликтогены от Матмастера

Синтоны и конфликтогены от Матмастера

© Материалы сайта защищены авторским правом. При их использовании обязательна ссылка: Николай Козлов, Синтон


Доклад Великого и Ужасного Матмастера для домашней встречи.

Глава 1. Що це такэ?

Вы знаете, как по-научному называется простой трёп? Общение ради общения, или, говоря простым языком, трёп, называется аффилиацией.

Оптимальная обстановка для сотрудничества и аффилиации есть стремление к обеспечению удовлетворения потребностей партнёра по общению в соответствии с принципами справедливости и благородства.

Такое поведение называется синтонным (то есть в тон его потребностям).

Напряжённость и конфликты обуславливаются тем, что деятельность одного партнёра по удовлетворению своих потребностей мешает удовлетворению потребностей другого.

Такое поведение называется конфликтогенным (то есть порождающим конфликты).

(см. А.П. Егидес, стр. 9)

Пример: жена разбила чашку. У неё потребность не чувствовать за собой вины.

Я обвиняю жену – это конфликтоген.

Я обвиняю себя, что поставил чашку близко к краю стола – это синтон.

А если из поведения изымаются всё, что могло бы играть конфликтогенную роль, но и не подаются синтонные посылы, такое поведение называется нейтральным. Итак, общение без конфликтогенов еще не является синтонным, это общение НЕЙТРАЛЬНОЕ.

Мы разбирали на занятии разные конфликтогены. Вспомним их:

1. Обвинение                                               

2. Оскорбление                                            

3. Наезд                                                      

4. Чтение нотаций                                        

5. Обобщение + усиление обвинений (ты всегда…)

6. Насмешки                                                

7. Позиция сверху

8. Агрессия

9. Отрицание, несогласие

10. Раздражение

11. Неблагодарность

12. Неприязнь как гипертрофированная форма        неприятия.

Конфликтогены различаюстя по тонкости. Сказать «твоё лицо не обезображено интеллектом» – язвительно и грубо. «Ты умный человек, ты должен понять, что…» – это потоньше, но ясно всё же, что это было конфликтоген. А если жена говорит мужу «Умничка, не забыл» – тут без психологического анализа не каждый обнаружит конфликтогенность.

Более острый конфликтоген может сразу обусловить конф­ликт. Если один из партнеров нелестно высказывается об умс­твенных способностях другого, то почти всегда следует быстрая и чаще всего запрограммированная по принципу «сам дурак» реакция. Агрессивность нарастает очень быстро. Более тонкие же конфликтогены, не вызывающие столь мгновенной ответной реакции, поступают как бы в «копилку» напряженно­сти, с тем, чтобы вылиться тогда, когда будет достаточно уже только одной небольшой капли, переполняющей сосуд агрес­сии. Часто такой взрыв может выглядеть как «беспричинный» и виновником его стороннему наблюдателю может показаться сам пострадавший. (см. А.П. Егидес, стр. 11)

Глава 2. Как бывает

Конфликтогены и синтоны могут касаться как личности партнёра, так и других характеризующих его моментов: профессионализма, внешности, взглядов, вкусов, чего угодно.

Конфликтогены и синтоны проявляются в вербально-невербальной форме. Мне, вот (имя) говорит что-то, а я молчу, но корчу рожу, вместо того, чтобы выслушать и поискать в его речи рациональное зерно, да и вообще с уважением отнестись к человеку и его верованиям. Отсутствие «тотального Да» – конфликтоген. Ведь верования человека не возникают на пустом месте. И было бы полезно поинтересоваться, что человек видел в своей жизни, отчего у него возникло такое мнение.

«Тотальное да», а также «Солнышко», приёмы активного слушания, «Если б я тебя любил» – какое упражнение Синтон-программы ни возьми, мы видим, что всё это – отработка синтонов.

Конфликтогены и синтоны трудно поддаются строгой квалификации. Егидес вводит даже понятие «конфликтогенный синтон»: например, младший первым подаёт руку старшему. С одной стороны, он выражает ему своё приятие, а с другой – это нарушение этикета. Насколько это будет конфликтогеном, а насколько – синтоном? И какие именно поступки являются синтонными, а какие – конфликтогенными?

Зависит от конкретного человека

Если вы будете в автобусе разговаривать матом, то это будет конфликтогеном. Потому что это вызов людям, в которых на уровне подсознания вбит штамп, что эти слова не употребляются. Однако есть те, для которых не только разговор матом, но и ругань матом – настолько привычное дело, что такой стиль поведения, внешне конфликтогенный, для них конфликтом как таковым не является. Во как.

В синтоновском летнем учебном лагере учатся делать семью человек, у которого свой внутренний мир несколько отделён от реального настоящего («шизоид») и девочка, для которой окружающий её мир окрашен тоже как-то по-своему. Поссорились. Она на него злится и видеть его не может. Он не видит, что она видеть его не может. Программист он, может, и хороший, но состояния человека, ввиду своей отстранённости от реала, прогнозировать неспособен. Но он знает (понаслышке, да и в книжках читал), что подойти с улыбкой – это синтон. Что он и делает. Ему бы сделать это позже, но она ещё не остыла и кипит. Результат: от его «улыбочки» она закипает ещё больше. Вместо синтона налицо конфликтоген.

Спортивный лагерь. Я захожу в душ, где мой товарищ по команде моется под душем, и, стоя под оным, прямо и открыто, на виду у всех (обратите внимание!) жирной демонстративной струёй напоказ – писает. Я ему в соответствующих выражениях объясняю, что он может идти за стенку в туалет, встать ногами в писсуар, приделать сверху душ и в дальнейшем осуществлять сию совмещённую процедуру там. Все присутствующие сразу стали возмущаться на тему «Шурик, что ты материшься?!», но никто не сказал фулигану ни слова на тему «Какого чёрта ты тут ссышь?!!». Потому что для них сделать из душа писсуар – это нормально, а мат, звучащий в этом самом писсуаре – это бескультурье и ни в какие ворота, а посему конфликтоген.

Глава 3. Как надо?

Как определить, какое общение с данным человеком будет синтонным, а какое – конфликтогенным? Возможные варианты:

1. Мы просто этого человека знаем. Тогда остаётся лишь скорректировать поведение.

2. Мы человека не знаем, но можем предположить по внешним признакам. Начиная с видимого социального статуса, и кончая сложными оценочными системами, описанными в куче популярной литературе. Кто есть кто? Знание психологии вам поможет.

С деловым и занятым яппи долгий пустой разговор – конфликтоген.

С девочкой, любящей телефонный трёп, наоборот, конфликтогенным будет именно конструктивное общение, не допускающее пустых разговоров.

3. Применяем вчувствование, которое мы проходили на прошлом занятии.

Вообще сам факт, что мы хотим понять потребности человека, является с нашей стороны синтоном.

4. Устанавливаем раппорт. У людей, как у самолётов, есть система опознавания «Свой-чужой». Это НЛПерские фишки, которым учат также и в Синтоне. Помните книгу Алана Пиза? Эти же фишки применяют психотерапевты и психиатры для установления раппорта с клиентом.

У человека, как у самолёта, есть система опознавания «свой-чужой». Со «своими» он чувствует себя в безопасности и комфорте. Цель синтонов-подстроек – послать сигнал этой системе, дать понять, что «я свой», «я такой же как ты».

Подстройки работают на разных уровнях

Подстройка по телу – самый простой и понятный способ.

Мы ловим внутреннее состояние, копируя позу собеседника. Это подстройка грубая. Но и тут есть свои ньюансы. Мы всё это на четвёртой встрече будем разбирать. Суть не в том, чтобы максимально точно изобразить позу собеседника. Суть в том, чтобы почувствовать его внутреннее состояние.

Среди подстроек по телу есть и более тонкие. Следующий уровень –

Подстройки по дыханию и внутреннему ритму.

Вы будете дышать так же, как и собеседник. В том же ритме, животом или грудью. Кроме ритма дыхания, человеку свойствнны также сердечный ритм, ритм кивания головой, ритм малозаметного покачивания телом, носком туфли и другие.

Подстройка по голосу и речи – ещё более высокоуровневая подстройка. Вы отвечаете «в тон» клиенту, приблизительно совпадая по тембру и по интонации. И наконец, существует

Подстройка по ценностям. Большинство классных специалистов по НЛП и гипнозу не тратят время на низкоуровневые подстройки по телу – дыханию, а опираются в основном на голос и эту самую подстройку по ценностям. Не обязательно разделять взгляды собеседника. Важно допускать их возможность. (Гагин, стр. 23) Это называется безоценочность, мы же применяем «Тотальное Да».

А как же быть, если человек несёт бред? Соглашаться?

Больной: – Доктор, по мне бегают зелёные человечки!

Помните, что ответил доктор?

Доктор: – А что вы на меня их стряхиваете???

В чём правда этого анекдота? Врач не спорит с пациентом. Ведь пациент видит этих человечков, для него они так же реальны, как остальной окружающий мир. Но когда он говорит, что он их видит, все крутят пальцем у виска. Дураки!.. И вот нашёлся человек, который «видит» человечков: – «Значит, он видит правильно! Наконец-то я встретил того, кто меня понимает и видит то, что есть на самом деле»… Врач не верит в человечков! Но синтонность врача помогает установить раппорт с пациентом, завоевать доверие и провести разъяснительно-лечебную работу по поводу того, отчего эти человечки пациенту мерещатся. Вот вам «Тотальное Да» в условиях тотального бреда!

Если синтон есть стремление к удовлетворению потребностей, то чем сильнее выражена потребность, тем более синтонным является поведение, способствующее её удовлетвореню. Потребности человека структурированы иерархически в пирамиде Маслоу:

5. Творчество, самоактуализация

4. Признание уважение статус

3. Общность (друг – враг): наличие друзей, чувства духовного родства, любовь.

2. Безопасность

1. Физиологические потребности. Еда – выживание

Пока у человека не удовлетворена потребность низшей по положению в иерархии, ему будет до фени, удовлетворена ли потребность, стоящая уровнем выше. Поэтому самые опасные конфликтогены и самые синтонные синтоны касаются того уровня потребностей, которые в настоящее время человек стремится удовлетворить. Если человек сытый, он не очень огорчиться потере куска мяса, но может сильно рассердиться, если к нему в пещеру придёт вооружённый конкурент. Если смертельно голодного художника угостить куском мяса (1 уровень), но при этом на чём свет стоит ругать его талант и творчество (4 и 5 уровень), то на данный момент ты будешь для него очень хорошим желанным человеком. А попробуйте Сальвадору Дали в зените славы предложить миску супа и при этом охаять его творчество???

Служившие в армии помнят, что все конфликты в роте проистекают из столовой и из ранговых разборок. Оно и понятно: уровни 1 и 2 в армии самые болезненные: все солдаты голодные, а от положения в иерархии зависит безопасность, а иногда жизнь и здоровье (Этот пример был очень положительно воспринят служившими в армии)

Если человек из любого конфликтогенного синтона делает синтонный синтон, то это – умение синтонно общаться.

Глава 4. А надо ли?

Всегда ли синтоны уместны и целесообразны?