© Материалы сайта защищены авторским правом. При их использовании обязательна ссылка: Николай Козлов, Синтон
Методичку по Тотальному «ДА» пишут сами дистантники. Порядок такой: хорошо поработал, решаешь сдавать упражнение — прекрасно, внеси свой вклад в методичку. Мы же тебе не поверим, что ты за время своей творческой работы не нашел ничего нового, интересного, полезного для других?! Плюс нам почему-то кажется, что при всех своих достоинствах эта методичка может быть существенно лучшей. Если ты с этим согласен, сделай это, внеси свой вклад!
– Нет, ну вы согласны, что со всем соглашаться невозможно?
– Да!
*Вход означает, что именно с этого упражнения новичкам рекомендуется начинать свою работу на Дистанции. И это не случайно.
Во-первых, упражнение «Тотальное «Да!» помогает успешнее общаться по жизни. Общение с «Тотальным «Да!» становится куда более эффективным.
Во-вторых, что очень важно, «Тотальное «Да!» позволяет куда более эффективно, не тратя время на споры и «внутренние противоречия», учиться на тренингах. Да и ведущим куда как удобнее работать с людьми, которые настроены не возражать, а понимать то, что до них пытаются донести. Вот и получается, что «Тотальное «Да!» - не роскошь, а необходимое условие продуктивной работы с максимальной отдачей! Другими словами:
Хочешь получить больше пользы за те же деньги ?! ! Начни с «Тотального «Да!»
Кроме того, это замечательное упражнение позволяет приручить очень вредную частицу «НЕ». Вы ещё не знаете, чем она вредна?
Очень многие люди, желающие похудеть, дают себе гипнотические установки: «Не ешь то пирожное в холодильнике, на верхней полке…». «Не думай о шоколадном торте в гостиной». «Не чувствуй голода». И они были бы очень обескуражены, узнав, что фразы, построенные таким образом, на самом деле команды ДЕЛАТЬ перечисленное. Чтобы понять предложение: «Не думай о зеленом», вам придется сначала подумать о зеленом.
И так всегда. Если ребенок находится в опасной ситуации, а родитель говорит ему «Не упади» - он, чтобы понять, что ему сказали, должен сначала представить «падение». И, следовательно, скорее всего он сделает именно то, что родитель хотел предотвратить. Если же дать позитивные инструкции, например: «Будь осторожен; аккуратно; смотри под ноги; двигайся медленно» - тогда ребенок получит доступ к представлениям, которые помогут ему справиться с ситуацией.
Вам уже понятно, ЗАЧЕМ это надо, теперь – к ДЕЛУ!
В упражнении «Тотальное ДА» можно выделить следующие важные составляющие:
1. Умение следить за своей речью.
В частности исключить (по максимуму) слово «нет» из своей речи на неделю (а потом, если понравится, возможно, и на всю жизнь).
Научись заменять это славное слово на любые другие слова и выражения: «вряд ли», «у меня другие планы», «не уверен»… в особо сложных ситуациях можно также заменять «нет» на фразы «извините, нет» и «спасибо, нет». Цель этой части упражнения в том, чтобы каждое «нет», произнесенное вами, было осознанным.
Рекомендуем также научиться формулировать свои мысли позитивно. Вместо «я хочу не говорить «нет»», - « я хочу говорить «да», вместо «я не боюсь теперь читать стихи на остановках (это синдром голубого цвета)» - «я теперь читаю стихи на остановках с ощущением комфорта и уюта» и т.д. (этот подпункт совсем факультативный и только для особенно талантливых).
2. Умение находить и видеть как можно больше смыслов в речи и мыслях других людей.
Научись понимать точку зрения другого человека, смотреть на мир его глазами, чувствовать окружающее его кожей, слышать и воспринимать так, как это делает он. Для этого, само собой, придется привыкнуть к тому, что истинных мнений (т.е. своих) не существует и что более разумно иметь как можно больше точек зрения на ситуацию, то есть искать не правоту, а новые смыслы.
А заодно предлагаем подумать над вопросами:
Сколько людей в твоем окружении, к которым ты подходишь в предвкушении и с внутренней уверенностью: «Сейчас я многому научусь из разговора с этим человеком!»?
Что такое для тебя спор? Дай такое определение, чтобы ты всегда мог четко отличить спор от чего-либо другого. И кстати, какие альтернативы спору ты можешь предложить другому человеку? Как часто у тебя истина рождается в споре, а как часто – в других формах общения?
Посмотри, насколько часто тебе приходится повторно отвечать на вопрос. У тебя спросили - ты ответил - тебя не поняли и переспросили - тебе приходится отвечать снова. Насколько точно тебе удается с первого раза понять, что у тебя спрашивает человек (понять все смыслы, которые заложены в вопросе)?
А в тех ситуация когда тебе приходится дважды переспрашивать о чем-то другого человека, как часто это происходит только потому, что ты не понял и не был готов согласиться с первого раза со всеми смыслами, которые были в ответе?
Приведи примеры из своей жизни, когда в результате твоего несогласия с чем-то, «количество добра в мире увеличивалось». В чем польза для тебя в отказе соглашаться и нежелании видеть какие-либо смыслы в словах другого человека? Как ты можешь сохранить все это и при этом начать соглашаться с миром?
Внутренне ты говоришь «Да». А внешне это собеседник чувствует?
3. Строй свои высказывания так, чтобы всегда получать на них: «Да!».
Прежде чем сказать что-либо, подумай, а что ты услышишь в ответ на это высказывание? Если «нет», а хочется «да», то лучше сразу поискать другую форму и содержание для своего высказывания.
А ещё это хорошая возможность проверить, насколько ты хорошо понимаешь смыслы, выраженные другим человеком. Используя технику парафразирования: «А правильно ли я тебя понял, что…» и стараясь получать в ответ «да» волей-неволей придется научиться правильно понимать то, что хотел тебе сказать собеседник.
1. Умение следить за своей речью. В частности исключить слово «нет» из своей речи на неделю (а потом, если понравится, возможно, и на всю жизнь.
Зачем? Во-первых, «нет» – это конфликтоген, и своим «нет» ты настраиваешь собеседника против себя (подсознательно). Во-вторых, «нет» способно девальвироваться. Чем меньше ты его употребляешь, тем значимее и весомее становится каждое из них (обратное верно).
Предлагаем несколько стратегий работы со своими «Нет»:
Стратегия «Перепроговаривание»
Одним из хорошо работающих способов научиться следить за своей речью является перепроговаривание полностью той фразы, в которой вы допустили ошибку (ошибкой может быть как слово «нет», если вы следите за ним, так и, например, «ну», «вот»…, если вы хотели бы ограничить использование этих слов в своей речи).
Таким образом, как только вы поймали себя на том, что произнесли что-то не так, как хотели бы – остановитесь, переформулируйте про себя свое высказывание так, чтобы в нем не было «нет», и повторите вслух заново, с самого начала фразы.
Если вы просто отмечаете лишнее «нет» в своей речи, но не перепроговариваете тут же это предложение – то результат будет достигнут (куда он денется), но за больший промежуток времени.
Стратегия «Наказание за ошибку»
Если вы знаете, что на вас действуют отрицательные мотивации, можете попробовать следующую стратегию: берете резиночку, которая используется для стягивания волос в хвост, (либо для перетягивания пачки денег, у кого как), надеваете ее на запястье, и когда отмечаете, что допустили ошибку в общении, – натягиваете резиночку, и отпускаете, чтобы она вас очень больно щелкнула по внутренней стороне запястья, где очень нежная кожа. Еще один вариант того же – когда замечаете, что допустили ошибку в общении, кусаете себя за руку, бьёте очень больно одной рукой по другой – чтобы было больно.
Стратегия «Фиксация слова «Нет!»
Для того, чтобы научиться лучше отслеживать свою речь, на первоначальном этапе рекомендуем фиксировать все «Нет!», которые из вас вылетают. Для этого заготавливается блокнотик и ручка, и за каждое «Нет!», которое вы отловили у себя сами или вас поймали на этом друзья в течение дня – вы рисуете в блокноте палочку, крестик или любой другой значок. В конце каждого дня все значки подсчитываются, и подводится итог – сколько раз я сегодня прокололся. Поработав таким образом недельку-другую и ужаснувшись, сколько же «Нет!» из тебя вылетает – можно приобрести более сильную мотивацию на выполнение упражнения.
Вот один из вариантов подсчитывания «Нет».
Для подсчета «НЕТ» удобно использовать небольшой блокнотик в клетку, снабженный заранее заготовленной таблицей, например, такой:
Дата (и/или день недели)
Мусорные «НЕТ»
«НЕТ» и «НЕ в начале фразы» со смыслом
Хотел сказать «НЕТ», «НЕ в начале фразы», но вовремя одумался
Мусорными «НЕТ» считаются 100% слова-сорняки, которые не несут никакой смысловой нагрузки вообще. Например:
Нет, вы правы…
Нет, конечно, я с тобой согласен…
Нет, ну ты подумай…
Нет, давай…
Нет, ну а все-таки… и т.д. и т.п.
… И совсем замечательное:
Да нет!
Такие «НЕТ» надо просто отслеживать и «выпалывать» до полного уничтожения. На практике их попадается не так уж много, и справиться с ними достаточно просто.
Частицы «НЕ в начале фразы» часто являются разновидностью «НЕТ со смыслом». Например:
не то, не это, не туда..;
не сейчас;
не надо;
не лезь…и др.
Колонка «Хотел сказать «НЕТ» или «НЕ», но вовремя одумался» первое время, как правило, пустует. Мы сначала говорим, а уже потом, в лучшем случае, «фиксируем» что сказали.
Иными словами: «Чукча не слушатель, чукча оратор!», а все мы - немного чукчи…
Но, время идет, постепенно, колонка начинает заполняться… Значит слушать себя научились, пора начинать думать и поглядывать на второй пункт Желтого упражнения. А пока…чтобы Вам было ещё проще…
Инструкция по работе с таблицей
1. Блокнот с таблицей и ручка всегда должны находиться в легко доступном месте, как говориться, под рукой. Удобно носить блокнот в кармане или вешать на шею.
2. Каждое мусорное «НЕТ» просто отмечается черточкой. В конце дня количество черточек подсчитывается.
3. Если «НЕТ или НЕ со смыслом» (3-я колонка), нужно пометить с каким именно, а если есть время, полезно коротко записать всю ситуацию (или диалог), а вечером проанализировать.
4. Если возникло спонтанное желание по привычки сказать «НЕТ», но ты успел его отследить и предотвратить, молодец! Поставь черточку в 4-ю колонку.
Заполненная таблица выглядит примерно так:
Среда 18.09 / / / / / / / / / / / / / / / / / С целью перехватить инициативу в споре: / / / /
Желая прекратить разговор (подруга позвонила, когда у меня был мой парень и лезла с глупыми вопросами: «Ты пойдешь на первую пару? А что с собой надо брать?..»): / / / (за 1 р-р)
Обиделась на маму и хотела ее позлить: / /
Цель: отказаться от чего либо -/ / / / /
Проанализировав ситуации, решила: нужно более определенно выражать свои чувства и намерения. Например, подруге можно было бы объяснить, что у меня гости и мне не удобно разговаривать с ней именно сейчас. Я могла бы попросить ее перезвонить позже. Или сама ей перезвонила бы. А маме надо было прямо сказать, что я на нее обиделась… Так даже как-то честнее получается и «запретное слово» будет проскакивать гораздо реже. ВСЕГО за среду: 16 9 1
Если назвать точную цифру сложно стоит воспользоваться методом Вилки.
Нужно задать не одно значение, а диапазон, в который планируете попасть на следующей неделе (чем вилка уже, тем лучше). Например:
– 5-6 мусорных «НЕТ» в день;
– 2-10 нестандартных поступков в неделю… / но это уже совсем другое упражнение/
Да, первое время «зависание», скорее всего, будет, но… «зависание» или пауза перед ответом это очень хорошо! Во-первых, это говорит о том, что вы начали своей речью управлять и ваши стандартные ответы уже не выскакивают сами по себе, вы их останавливаете! Вы уже хозяин своей речи! Во-вторых, делая паузу, вы получаете возможность обдумать ответ.
Вот несколько способов научится отвечать на подобные вопросы без привычного «Нет»:
Способ 1.Прежде чем отвечать досчитай до 5
Сделай паузу (кушать «Твикс» не обязательно) между вопросом, адресованным тебе и твоим ответом.
– Например:
– Ну, что в кино идем?
– (Ты в кино не собираешься и поэтому молчишь …, считаешь про себя до 5 и формулируешь ответ без «НЕТ». Итак: 1, 2, 3, 4, 5) Погода уж больно хорошая, может лучше пойдем в парк, как ты думаешь?
Если пауза затягивается или собеседник не уверен, что его услышали, обозначь свое намерение:
дай-ка подумать;
в кино, говоришь;
сейчас, сейчас;
интересно; посмотрим, что можно придумать…;
как бы это лучше сказать… и др.
Способ 2. Скажи «Да!», а потом думай
Этот способ подходит для мирных, штатных ситуаций. Схема такая: вам задали вопрос, вы без задержки отвечаете: «ДА!», а потом делаете паузу и думаете, а что собственно ДА.
– Например:
– Ну, что в кино идем?
– Да! (пауза…понимаешь, что идти в кино не собираешься… Как бы об этом лучше сказать? 1, 2, 3..) Хотя.., с другой стороны, такая погода хорошая. Может нам лучше пойти в парк, как ты думаешь?
Этот способ также помогает скорее научиться искать в первую очередь то, в чем ты с человеком согласиться можешь. Трудно представить такое высказывание, в котором нельзя найти абсолютно ничего, с чем вы готовы согласиться. Вы согласны?
Способ 3. Шаблоны
Шаблоны – это такие универсальные «домашние заготовки», которые можно быстренько «достать» и использовать. Наличие значительного количества шаблонов (лучше собственного производства) повышает вариативность реагирования, сокращает время на обдумывания ответа, делает речь более разнообразной и оригинальной.
Вам уже будет не надо каждый раз думать. Просто надо один раз сесть и написать список толковых ответов без «НЕТ» по всем типовым ситуациям, с которыми вам приходится часто сталкиваться.
Примеры шаблонов:
1. Вы выходите? Я вас пропущу; Только после Вас!; ….
2. Будешь суп? Спасибо, я поем позже; Я уже поела; - ….
3. Мы к бабушке едем? А машинку купишь? и др. – А ты как думаешь? ….
4. Закурить есть? – Бросил; ….
5. Это «Витязь»? – Вы ошиблись номером; ….
6. А что, картошки дома нет? – Картошка закончилась ……
7. Дашь лекции переписать? – ….
8. …. – ….
Я, честно говоря, над упражнением еще не работал, ну, в том смысле, что активно. Но я над ним думал… много. И мне кажется, что если я на все буду отвечать «ДА!» мои близкие, да и на работе тоже, начнут меня всякой ерундой сильно загружать. А я, выполняя упражнение, ни отказать, ни поспорить, не смогу. И что это будет? Или я чего не так понял?
Во-первых, Дистанция- это тот редкий случай, когда лучше сначала упражнение ДЕЛАТЬ, хотя бы недельку, а уж потом думать. Точнее анализировать полученные результаты и планировать свои дальнейшие шаги.
Эффективно работать над упражнением (и не только над этим) по следующей схеме:
ЗАПЛАНИРОВАЛ ОБЪЕМ РАБОТЫ – СДЕЛАЛ – ОЦЕНИЛ РЕЗУЛЬТАТ – ПОСТАВИЛ НОВЫЕ ЦЕЛИ
При таком подходе многие «надуманные» вопросы снимаются сами собой.
Но, если ты уже успел обеспокоиться, в порядке исключения…
«… у того, кто хорошо отработал «Да», гораздо легче и тверже начинает звучать осознанное «Нет». Почему? Когда ваше «Нет» звучит редко, то вдруг сказанное, оно звучит для собеседника куда как серьезнее. А для себя «Нет» говориться убежденнее, потому что ты привык взвешивать свои слова. Ты знаешь, что возможности для «Да» уже исчерпаны и отсутствуют, и говоришь спокойное: «Нет».
Если ты исключил из лексикона все «НЕТ» (и «НЕ в начале фразы»), это совсем не значит что ты должен соглашаться на все и со всем, что бы тебе не предложили (сделать, съесть, прочитать и т.д.). Тотальное «ДА!» не «отменяет» разумный подход к жизни и не призывает действовать вопреки здравому смыслу. Напротив, помогает эффективнее и обдуманнее реагировать на сложившуюся ситуацию. Можно отказывать, отстаивать свою точку зрения (если это нужно), добиваться своего и при этом находиться в упражнении «Тотальное «ДА!». Как это? Да очень просто: ведь отказы (без употребления «НЕТ», конечно), отстаивание своей позиции и т.д. – это внешние проявления, а ваше внутреннее состояние в это время какое? Догадались? Совершенно верно, внутри у вас полное «Тотальное «ДА!». Или, другими словами: пора переходить от внешнего «ДА» к внутреннему, т.е. ко второму пункту упражнения…
Сними уверенность, что ты мыслишь истинно, а другие заблуждаются, и привыкни заниматься не поиском правоты, а приобретением нового смысла для себя.
Продолжение: щелкайте здесь!