АСПСП

Цитата момента



Если вам надоело все, попробуйте развлечь себя чем-нибудь другим…
Не грусти!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Ну вот, еду я в лифте, с незнакомым мужчиной. Просто попутчиком по лифту. Смотрюсь в зеркало, поправляю волосы и спрашиваю его: красивая? Он подтверждает - красивая! - и готов! Готов есть из моих рук. Не потому, что я так уж хороша в свои пятьдесят, а потому…

Светлана Ермакова. Из мини-книги «Записки стареющей женщины»

Читать далее >>


Фото момента



http://nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/d4330/
Мещера-2009

© Материалы сайта защищены авторским правом. При их использовании обязательна ссылка: Николай Козлов, Синтон

щелкните, и изображение увеличится

Что такое тренинг, и как его выбирают

Автор Иван Васильчишин www.kamerton.ua

В настоящее время слово “ТРЕНИНГ” стало популярным и модным. Одни люди воспринимают тренинг как некую волшебную палочку, с помощью которой можно решить разные проблемы, а другие считают его бесполезной тратой времени и средств. Более того, отзывы участников даже c одного и того же тренинга могут кардинально отличаться между собой.

Что же такое тренинг? Для тех, кто хотя бы раз принимал участие в тренинге, это понятно и без определений. Остальным же довольно сложно об этом рассказать. Рассказывать о тренинге – это все равно, что рассказывать о вкусе спелой и сочной вишни: полностью прочувствовать прелесть ее аромата можно только тогда, когда сам попробуешь. Книги, статьи, кинофильмы, академические материалы с терминами и определениями, или даже инструкции о том, что это такое и как это лучше делать, – вряд ли дадут человеку чувственный опыт личного переживания. Так же и с тренингом, для того, чтобы получить представление о том, что это такое, получить личный, чувственный опыт – нужно хотя бы раз побывать на тренинге в качестве участника.

И все-таки, есть люди, которые перед тем, как решиться на что-то новое и неизвестное, предпочитают сначала получить об этом как можно больше теоретической информации. Именно для них и предназначена эта статья.

Чуть-чуть истории

В те далекие времена, когда наша матушка земля была еще тепленькой, и по ней бегали мамонты, первобытные Шаманы проводили свои тренинги успешной охоты на мамонта. Сам вождь и его соплеменники знали о том, что воздействие на группу людей бывает эффективнее, чем на одного человека в частности. И те племена, в которых шаманская практика ритуальных и обрядовых процедур для воздействия на малые и большие группы людей была более успешной, выживали в процессе естественного отбора Гомо-сапиенсов.

Поскольку новое – это хорошо забытое старое, в последнее время на Украине появились современные шаманы - тренеры. Некоторые из них откровенно говорят о том, что в своей работе используют древние шаманские техники, другие утверждают, что их работа строиться на строго научной основе.

Нам мой взгляд, эта научная основа означает разложение по полочкам шаманских техник и навешивание ярлычков на каждый элемент техники. Кто-то по жизни эффективно использует техники и не подозревает о том, что он ими пользуется, а кто-то изучает их по книгам или на тренингах. Для примера. Музыка и песни существовали задолго до того, как появились ноты и музыкальная грамота. Кто-то самостоятельно, пользуясь только собственным слухом и своей интуицией, учится играть на различных музыкальных инструментах, - просто берет и играет. И только гений способен сыграть Штрауса на слух. А много ли вы встречали гениев в своей жизни? А кто-то идет в музыкальную школу, изучает ноты. Сначала играет гаммы и аккорды, а затем у многих из нот рождается настоящая музыка.

Вопрос о том, когда и как возник сам термин "тренинг", до сих пор остается спорным. Оставим этот вопрос историкам, а сами рассмотрим два принципиально разных и наиболее вероятных, на мой взгляд, источника возникновения этого понятия.

Первый источник. Групповая психотерапия, выходя из клиник и начиная работать со здоровыми людьми, называла свои групповые занятия “Семинар-тренинг”, “лабораторный тренинг” или просто “тренинг”. Основными целями подобных групп были: личностный рост, актуализация личности, приобретение целостности, просветление, развитие навыков межличностных отношений, и т.д. и т.п. А затем термин постепенно перекочевал в практическую работу психологов и социологов, и вплоть до настоящего времени используется психологами и социологами в сочетании с прилагательными “Социально-психологический”. (И.Вачков “Основы технологии группового тренинга). Одно из лучших определений тренинга в этом подходе: "Тренинг личностного роста – это определенное целенаправленное психологическое воздействие, основанное на активных методах групповой работы".

Второй источник уходит корнями, вероятнее всего, в спортивную сферу или рабочую среду. Там, где была необходимость добиться от спортсмена или работника быстрого и эффективного выполнения одного или нескольких видов деятельности. И когда тренинг перекочевал в сферу управления производством, его основной задачей стала выработка конкретных навыков и умений по эффективному управлению организацией, продаж, и другие. И соответственно, определение тренинга другое: "Групповой тренинг – это любой процесс приобретения знаний, умений или поведенческих навыков, в котором участвуют более двух человек".(Дэвид Ли “Практика группового тренинга”). Еще одно определение: "Тренинг – спланированные и систематические усилия по модификации или развитию знаний (умений) и установок человека посредством обучения, с тем, чтобы добиться эффективного исполнения одного или нескольких видов деятельности".(Роджер Бакли, Джим Кэйпл “Теория и практика тренинга”)

Эти две основные линии тренинговой деятельности существуют и по сегодняшний день.

Первая – в виде тренингов личностного роста и индивидуального развития, которые очень близки к психологическим и психотерапевтическим тренингам. Данные виды тренингов ориентированны на частных (физических лиц) и решают вопросы личностного роста и развития, душевного комфорта и профилактики депрессии, стрессов и других негативных душевных состояний. Так называемый "стадион для души".

Вторая линия – в виде корпоративных тренингов, здесь специализируются на выработке конкретных, заранее оговоренных навыков и умений у участников групп.

Эти два направления тренинговой деятельности, хотя и пересекаются между собой, в то же время очень различны.

Немного о личностном росте и душевном здоровье

Один из бытовых мифов заключается в том, что к психологам как к врачам обращаются больные люди. И если в школе ученик ходит на консультации к психологу, то очень часто дети дразнят его “психом”. Этот стереотип нам достался в наследство от “совковой” культуры, когда психология считалась “служанкой буржуазии”. Это равносильно тому, что считать больным человека, который делает утреннюю зарядку, обливается холодной водой, и ест здоровую пищу. Внешне действительно очень похожи поведение человека, который просто ведет здоровый образ жизни, и человека после серьезной болезни, который ходит на стадион в группу здоровья и сидит на диете. Разница в том, что один занимается профилактикой, а второй - лечением.

Поскольку сам термин "личность" имеет более 50-ти различных научных определений, то и понятие личностного роста очень расплывчатое, и в различных психологических школах трактуется по-разному. Какое из них истинное, каждый человек выбирает для себя сам. Однако минимальным, необходимым условием возможности личностного роста является психическое (душевное) здоровье. А критерии душевного здоровья, хотя и размыты, но имеют более четкие границы.

Во все времена, у всех народов мира официально признанной, непреходящей ценностью человека и общества являлось и является физическое и психическое здоровье, как минимум об этом официально заявляется в слух (массовая реклама табака и алкоголя как-то мало согласуется с официальным признанием здоровья человека высшей ценностью государства и общества). Еще в древности оно понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства.

Рассматривая человека как био-энерго-информационную систему, характеризующуюся пирамидальным строением подсистем, к которым относятся тело, психика и духовный элемент, понятие здоровья подразумевает гармоничность данной системы. Нарушения на любом уровне отражаются на устойчивости всей системы. Следовательно, если человек гармоничен и гармонично вписывается в социум, то он здоров.

Известно, что уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, а также деятельности системы здравоохранения. Но по данным Всемирной Организации Здравоохранения он лишь на 10-15 % связан с последним фактором, на 15-20 % - обусловлен генетическими факторами, на 25 % его определяют экологические условия и на 50-55 % - условия и образ жизни человека. Таким образом, очевидно, что первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением.

Все вышесказанное - красивые теории, но когда дело доходит до практической деятельности, возникает огромное количество вопросов. Например, относительно физического здоровья юношей - критерии пригодности к строевой военной службе в мирное время, которые есть сегодня, сильно отличаются от тех, которые были в 60-е годы. Как вы думаете, уважаемые читатели, какие из критериев более истинны? А понятие психического здоровья - еще более сложно определимая вещь на практике, которая имеет две крайности. Одна - бытовое интуитивное понимание и ощущения в целом, и другая в виде официального медицинского заключения о психическом состоянии человека – болен он или здоров, которое дают психиатры, работающие в соответствующих психиатрических учреждениях. А когда понятие “здоров” или “болен” приобретают принципиальное юридическое значение, то последнее слово остается за судебной медицинской экспертизой, которая является юридической истиной. Парадоксально, но факт.

Юридические тонкости

В соответствии с действующим законодательством Украины, психотерапевтическая деятельность является лицензионным видом деятельности, и требует соответствующей официальной государственной лицензии. А психологической деятельностью можно заниматься без лицензии, имея диплом психолога государственного образца, предварительно зарегистрировавшись в государственных, налоговых органах и фондах. К сожалению, на сегодняшний день отсутствует четкая грань между психологической и психотерапевтической деятельностью, как в самой медицине, так и в законодательстве.

Так сложились исторически, что практикующие психологи на тренингах работают со здоровыми людьми. Уважающий себя психолог вряд ли согласится рисковать своей репутацией, позволяя присутствовать на своем тренинге психически больному человеку. И если человек обращается к психологу - это говорит о его уровне развития, и грамотном отношении к своему личностному развитию. В то же время на тренингах используются приемы и методы, которые были открыты в той или иной психотерапевтической школе, просто эти методы эффективны и при работе со здоровыми людьми.

Тренинги личностного роста, как правило, проводят дипломированные психологи или психотерапевты, имеющие, кроме диплома, еще и сертификаты того или иного официально признанного направления в психологии или психотерапии (НЛП, Синтон, Телесное осознание, Гештальт, Психодрама, Позитивная психотерапия, Соционика, и др.), прекрасно разбирающимися в особенностях личности и имеющие хороший опыт тренинговой работы.

Еще одной особенностью тренингов личностного роста является фактор добровольного участия. Поскольку на этих тренингах происходят глубинные изменения личности, ее высших ценностей, убеждений, представлений об устройстве мире, то и решение об участии в подобном тренинге каждый человек принимает самостоятельно, исходя из своих личных интересов. А требовать от человека принимать участие в тренингах личностного роста - это все равно, что заставить пить лошадь, которую силой затолкали в реку.

Используемые психологические методы

В настоящее время за рубежом существует более 200психологических школ и направлений в практической психологии. Расскажем коротко о наиболее известных из них в Украине и в России.

Гештальт

Гештальт - в переводе с немецкого означает целостный. В нем есть своя концепция, своя научная теория. Одно из основных понятий этой теории – фигура/фон – так называемое соотношение между фигурой и фоном. Если анализировать восприятие человека, то можно прийти к выводу, что люди из всей получаемой информации выделяют ту, которая для них является наиболее значимой в данный момент (то есть то, что является наиболее значимой потребностью), и эта информация автоматически занимает центральное место в сознании человека, становится фигурой. Остальная же информация отходит на второй план и становится фоном. Когда потребность удовлетворяется, фигура уходит на второй план и становится фоном, а на первый план выходит новая фигура. Из этого попеременного формирования и завершения (ухода на второй план) потребностей и складывается естественный ритм жизнедеятельности человека.

Теория гештальт-психологии утверждает, что функционирование организмов подчиняется принципу саморегуляции. Люди в естественном состоянии поддерживают в себе динамическое равновесие посредством осознавания возникающих потребностей и их удовлетворения.

Основателем гештальт - психологии считается Фриц Перлз. В 1952 году он открыл в Нью-Йорке Институт гештальт-терапии. А в середине 60-х годов Перлз объявил о своем намерении оставить индивидуальные терапевтические сеансы как устаревший способ работы, и перейти к групповым.

НЛП (Нейро-лингвинистическое программирование).

Мы говорим, не думая о правилах грамматики. Вряд ли кто-то из нас перед тем как как сказать фразу, сначала подумает о том, как ее построить с теоретической точки зрения. Вряд ли мы будет рассуждать, на каком месте существительное, куда поставить глагол и как притулить прилагательное, украшать предложение наречием или чем-то другим. Всю эту работу, вероятнее всего, выполняет наш мозг на автопилоте, без нашего сознательного вмешательства. Аналогично и многие выдающиеся психологи и психотерапевты в своем общении с клиентами интуитивно используют различные техники и приемы. Заслуга основателей НЛП Д.Гриндера и Р.Бэндлера в том, что они на основе изучения опыта работы ведущих психотерапевтов мира Вирджинии Сатир, Милтона Эриксона, Фрица Перлза и многих других разложили по полочкам их техники. В результате появилась своеобразная “психологическая грамматика”, с помощью которой можно получать заранее спланированный результат.

Основатели НЛП создали “психологическую нотную грамоту”, и теперь каждый простой человек без специального психологического образования может решать многие задачи, например – успешно общаться, убеждать людей, и т.д. Эта грамота состоит из техник, которые очень просто, подробно и детально описаны, как инструкции по их использованию в виде делай раз, делай два, делай три…

НЛП - это набор техник и упражнений, которые в умелых руках очень эффективны. Достоинства - легкость в воспроизведении техник, хорошее и детальное пошаговое описание техник, что и дает повод для слова "программирование".

НЛП как направление - одно из наиболее популярных сегодня. Поскольку НЛП вобрало в себя техники из различных психологических школ, то многие тренеры осознанно или неосознанно используют в своей работе техники НЛП.

Синтон

Термин "синтон" означает "созвучие, унисон", в психологическом смысле этих понятий. А "синтонность" - это умение создавать психологический комфорт в общении и во взаимоотношениях.

Синтоновский тренинг - это нечто увлекательное, активное, яркое, нередко праздничное, часто трудное действо, совместное веселое и разное творчество группы и психолога-ведущего. Это добывание ценного опыта в действии совместно с ведущими и товарищами по группе. Это содержательные практические упражнения, ролевые и психологические игры, обучающая парная и групповая работа, и многое другое. Это живое и практическое познание мира практической психологии и душевный рост с его помощью.

Современный цикл занятий по "Синтон-программе" – это уже не только программа психологического развития личности, это настоящий путь самоопределения в жизни, нравственного самовоспитания и духовного роста. Причем духовного роста без обращения к религии - Синтон-программа нейтральна в отношении любых религий.

В настоящее время Синтон вырос до уровня крупного учебно-методического Центра. Теоретические основы его деятельности отражены в книгах Николая Ивановича Козлова "Как относиться к себе и людям: практическая психология на каждый день", "Философские сказки для обдумывающих житье", "Истинная правда или учебник для практического психолога по жизни", "Формула личности" (издательство "Питер", серия "Мастера психологии"), "Книга для тех, кому нравится жить", "Формула успеха".

Соционика

В основе соционики лежит принцип информационного метаболизма (или обмена информацией) психики человека. Любую информацию можно разложить, как радугу на семь цветов, – на 8 аспектов, каждый из которых отражает свою сторону действительности. Психика человека, состоящая из 8-ми функций приема, обработки и выдачи информации, реагирует на подаваемые сигналы в соответствии со своей структурой. Таких структур может быть 16, что является основой различий между людьми и одной из причин конфликтов. Каждая такая структура обуславливает свои сильные и слабые стороны отдельного человека, его способности и риски, прогнозирует развитие отношений с другими людьми. Естественно, при анализе следует учитывать также уровень развития, пол, возраст и другие биологические и социальные параметры.

Благодаря точному инструментарию, соционика широко применяется в индивидуальном и семейном консультировании, профориентации, при подборе и расстановке кадров, создании высокоэффективных коллективов под заданные цели и в других сферах, где необходимы знания о сильных и слабых сторонах конкретного человека.

Основатель соционики – Аушра Аугустанавичюте, г. Вильнюс, Литва. В 70-е годы, на основе работ К.Г. Юнга о 16-ти типах, она построила модель информационного метаболизма психики человека и описала 16 типов моделей и отношений. В 1995 г. соционика зарегистрирована как открытие с вручением медали имени лауреата Нобелевской премии академика П.Л.Капицы ее основателю — Аушре Аугустинавичюте (Литва).

Основные результаты А. Аугустинавичюте содержатся в ее работах "Теория интертипных отношений" /1980, вторая редакция - 1982/, "Социон. Введение в науку о типах информационного метаболизма и о соционной структуре общества" /1982/, "Дуальная природа человека" /1983, в наиболее раннем варианте - 1978/.

На сегодняшний день центры соционики разбросаны по всему СНГ, есть и за рубежом, но основные центры находятся в Киеве, Вильнюсе и Москве. Официальный представитель соционики в г. Киеве - Международный институт соционики (МИС), основан в 1991 г., директор - А.В.Букалов, доктор философии, главный редактор журнала "Соционика, ментология и психология личности".

Позитивная психотерапия

Позитивная психотерапия (pozitum – фактический, данный) - конфликт-центрированный и ориентированный на способности метод. Его особенности:

Позитивный взгляд на человека: не дефекты, а способности определяют сущность человека. Человек воодушевляется на активную роль по отношению к своей жизни и окружению.

Транскультурность: в поведении человека учитываются национальные особенности, примеры из других культур позволяют более полно взглянуть на ситуацию.

Междисциплинарность: использование элементов других психологических методик.

Достоинствами метода является доступность для многих социальных и возрастных групп, системный подход.

Метод был разработан в 1968 году и удостоен главной медицинской премии Германии в 1997 году. Основатель - Носсрат Пезешкиан, с 1954 года проживает в Германии, директор Международного центра Позитивной психотерапии (ICPP), почетный профессор НИИ им. В.М.Бехтерева (Россия), член Всемирного Совета психотерапии (WCP).

Метод позитивной психотерапии является одним из шести официально принятых для обучения психологов и психотерапевтов Украинской ассоциацией практикующих психологов, в 1990 в Германии официально принят для обучения врачей (из 250 методов).

С 1990 года создано 23 центра Позитивной психотерапии по странам бывшего СНГ. Официальным представительством по обучению методу на Украине является Украино-немецкий центр позитивной психотерапии

Психодрама

Психодрама - один из эффективных методов групповой психотерапии, базирующийся на театрализации, ролевой игре, драматическом самовыражении личности, игровом драматизированном моделировании собственной жизни.

С помощью этого метода можно преодолеть жизненный кризис, развить основные роли человека, скорректировать жизненный сценарий, найти выход из конфликта, уменьшить симптомы и тяжелые переживания, а также достигнуть решения многочисленных жизненных проблем.

Она может оказаться очень полезной тем, кто страдает от низкой самооценки, испытывает трудности во взаимоотношениях с людьми, не может пережить горечь утраты или преодолеть последствия психической травмы. Работа в психодраматической группе поможет разрешить конфликт с кем-то из близких, или снять тяжелые переживания, которые он вызывает, преодолеть обиду или чувство вины.

Работа в психодраматической группе основывается как на реальности, так и на воображаемых ситуациях. Возможно погружение в прошлое и путешествие в будущее, моделирование мечты и исследование сновидений. Психодрама - это метод созидания самого себя.

Методы психодрамы были открыты и разработаны в 20-30 годах XX в. австрийско-американским психологом и психиатром Я.Л. Морено и за время существования распространились в большинстве стран Америки и Европы. С начала 90-х годов XX в. психодрама активно развивается в странах Восточной Европы, а с середины 90-х годов - в Украине.

Психоанализ

Психоанализ — это внимание к бессознательному. Ведь сознательное — лишь небольшая часть нашей психики. Сознание дает возможность быть таким, каким нас хочет видеть общество. Для этого оно вырабатывает множество адаптационных механизмов, которые приспосабливают нас к окружающей жизни. В бессознательном — сновидениях, оговорках, описках — мы естественны.

Например, можем забыть имя человека, который нужен в данный момент, только потому, что он очень похож на того, кто сделал вам когда-то больно. А уж сновидения основатель психоанализа Фрейд вообще называл царской дорогой к бессознательному.

На самом деле психоанализ — тот же разговор по душам. Только специалист анализирует каждое слово, пытается найти причины и разгадки сегодняшнего поведения в нашем прошлом, выявить тайное, скрытое от окружающих, “осветить его лучом сознания”. А главное — он поможет пациенту укрепить его “Я”, чтобы в дальнейшем тот мог самостоятельно решать свои проблемы. Здесь рецепта вам не выпишут. Это не доктор, который выпишет таблетку от душевной боли, и не гадалка, которая выдаст магическую формулу от всех бед. Не даст психолог и обобщенного совета, который может перевернуть всю жизнь клиента. Его цель — создать пациенту условия для самопознания. Но изменить свою жизнь можете только он сам.

Психоанализ как вид психологических услуг активно развивается на Западе. В России дипломированных психоаналитиков единицы. Обучение этой профессии проходит в три этапа: овладение теорией, собственный психоанализ (решив свои проблемы, психолог не будет изливать их клиентам), работа под руководством супервизора (более опытного аналитика). А это 5—7 лет обучения в специальных психоаналитических институтах.

Профессиональный психоаналитик встречается со своим клиентом 4—5 раз в неделю на протяжении полугода, года, двух и т. д. лет. Фрейд, например, вел своих клиентов по 7 и более лет. Поэтому психоанализ самый дорогостоящий и самый длительный метод, который предназначен для индивидуальной работы.

Виды тренингов

Тренингов существует огромное количество. Ежегодно на рынке появляются десятки новых книг с описанием тренингов, плюс к тому же каждый профессиональный тренер со стажем может разработать новый тренинг под ваш индивидуальный заказ. И во всем этом растущем море различных тренингов как-то хочется ориентироваться. А для этого их можно классифицировать, объединять и группировать по определенным признакам. Что мы и сделаем ниже.

Личностно-ориентированные тренинги можно условно разделить на три большие группы:

1.Психологической компетентности

2.Выработки навыков

3.Личностного роста

На тренингах психологической компетентности участники групп знакомятся с огромным миром психологии и философии, познают основы этики и культуры поведения на тренингах. Как правило, подобные тренинги “условно легкие” и практически не задевают личностной сути участника. Теплая и доброжелательная атмосфера во время тренинга располагает к открытому душевному разговору и групповому обсуждению тематики, которая заявлялась в названии тренинга. Как результат, расширение кругозора и психологической компетентности.

Тренинги выработки навыков (коммуникативных, стрессоустойчивости, уверенности в себе, лидерские, взаимодействия с другими людьми) – это большая группа тренингов для тех, кто уже четко знает, чего хочет. Эту группу можно разделить на подгруппы:

1.Я и ОНИ – взаимодействие с социумом, коллективом, с незнакомыми людьми. К этой подгруппе относятся тренинги: Трудные игры, Мастерство коммуникации.

2.ОН И ОНА – взаимодействие с противоположным полом: Семьеведение, Любовь и дружба, Давай дружить, Сексология, и др.

3.Я и БИЗНЕС – деловое взаимодействие с другими людьми с целью получения прибыли или развития своего дела, развитие своей карьеры: Взаимоотношения с деньгами, Технология успеха, Деловое общение, Техники продаж, Как найти работу, и др.

Тренинги личностного роста направлены на внутреннее развитие личности. Их принципиальное отличие от развития навыков в том, что на этих тренингах происходит изменение внутренней сущности человека, расширение его мировоззрения, (точки сборки, модели реальности, карты мира): Дистанция, Настрой свою жизнь, Трансформация, Телесное осознание, и др. Как правило, классические психологические методы направлены на развитие личности.

Корпоративные тренинги также делятся на группы:

1.Управленческие:

-формирование миссии и разработка стратегий ее реализации – на выходе получаем четко сформулированную миссию, которая внутренне принимается и поддерживается всеми участниками тренинга, а также конкретные стратегические планы по ее реализации;

-принятия эффективных решений – на выходе получаем готовые решения задач, которые ставились перед участниками, а также выработанный навык принятия решений у участников тренинга;

-оптимизация организационных изменений – оптимальный план организационных изменений, выработанные навыки у участников управления процессом изменений;

-формирования лидерских навыков – наличие лидерских качеств и навыков у участников тренинга;

-и другие.

2.Маркетинговые:

-управление маркетингом на предприятии – участники осваивают тактику и стратегию управления маркетингом на предприятии;

-искусство продаж;

-эффективной обратной связи от потребителей;

-эффективной презентации;

-работа с претензиями клиентов;

-изучение потребностей потребителей;

-успешная выставка.

3.Кадровые:

-технологии эффективного поиска новых сотрудников;

-введения в должность;

-формирования команды;

-эффективного общения;

-межличностного взаимодействия;

-разрешения конфликтов;

-уверенности в себе.

4.Безопасность:

-коммерческая разведка и контрразведка;

-организация корпоративной безопасности.

Кроме описанного выше деления тренингов по задачам, которые решаются в процессе тренинга, есть и другие, более простые классификации тренингов:

1.По продолжительности тренинга:

-одноразовые: от одного до семи дней;

-постоянные: продолжительностью в несколько часов с периодичностью от одного-двух раз в неделю до одного раза в месяц.

2.По количеству участников группы:

-малые группы - 4-8 участников;

-средние группы - 8-30 участников;

-большие группы - более 30 участников.

3.По стилю ведения:

-"дрессура" – формирование нужных образцов поведения и устранение ненужных с помощью жестких манипулятивных приемов;

-тренировка – формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения;

-активное обучение – передача психологических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков;

-создание условий для самораскрытия участников – самостоятельный поиск ими способов решения собственных психологических проблем.

  • 1
  • 2


Страница сформирована за 0.16 сек
SQL запросов: 167