УПП

Цитата момента



Спорить надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно потраченное время.
Осваивай «Тотальное ДА!»

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



…Никогда не надо поощрять жалоб детей и безоговорочно принимать их сторону. Дети сами разберутся, кто из них прав, кто виноват. Детские ссоры вспыхивают так часто и порой из-за таких пустяков, что не стоит брать на себя роль арбитра в них.

Нефедова Нина Васильевна. «Дневник матери»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d4097/
Белое море

Глава 6. ПОТРЕБНОСТИ И ЖЕЛАНИЯ

Самостоянье человека, залог величия его.

А. С. Пушкин

Опыт показывает, что лучший способ испортить и ожесточить ребенка – часто заставлять его поступать против собственной воли.

Э. Берн

Потребность – это состояние, при котором Икс не может жить без Игрека. Что такое Икс?.. Это растения, животные, человек. У каждого вида растительного мира свои потребности. Данный представитель не может жить без определенной температуры, влаги, состава почвы… Данный вид животного имеет потребность в жизни на дереве, в воде, в песках, среди льдов, нуждается в определенной пище. Удовлетворение этих потребностей создает определенные условия для выживания. К генетическим потребностям птиц, животных и человека прибавляются потребности, которые приобретаются в конкретных условиях. Они закреплены в условных рефлексах.

Мы уговариваем ребенка съесть помидор, потому что в нем много витаминов, потому что помидоры полезные. А ребенок морщится и отталкивает его. Но тянется к соли, к мелу, углю, зеленым яблокам, незрелому крыжовнику. Его организм подсказывает, что ему нужнее в данное время, что именно нужно съесть, чтобы восполнить недостаток белка, фосфора, солей или углеводов…

Если ребенок постоянно нарушает наши запреты, мы называем его упрямым, вредным, непослушным, обвиняем в плохом воспитании (конечно, бывает и такое). Однако чаще всего его поведение является барометром организма, его борьбой за сохранение или восстановление внутреннего равновесия и даже возможности выживания в данной среде.

Это программа данного вида – человека; это и особенности каждого отдельного человеческого существа в зависимости только от его прошлых поколений; это личные особенности его  физиологии, биохимии, темперамента, принадлежности к левому или правому полушарию; это взаимодействие всех природных механизмов, а значит единственный, присущий только этому человеку, отклик на раздражения, идущие от внешней и внутренней среды. Все это и многое другое создает неповторимость натуры и неповторимость желаний и потребностей.

Характер (греч. – черта) – психические особенности данного человека, которые проявляются в его действиях, поведении.

Можно сказать, что, влияя на поведение, мы влияем и на характер (смягчаем резкость, учим сдерживаться или наоборот проявлять твердость), но кардинально изменить не можем.

ВЫВОД. Есть определенные действия, которых ребенок НЕ МОЖЕТ НЕ СОВЕРШАТЬ, потому что они помогают организму справиться с нарушениями биохимического, физиологического, психологического равновесия.

Всеми процессами, которые происходят в нашем организме, руководит мозг. Он по центростремительным волокнам все время (даже во сне) принимает донесения, сигналы от всех органов, а в ответ  по центробежным посылает приказы ногам, рукам, векам, плечам, сердцу, пальцам рук. Всю ночь работают ремонтные бригады.

Кора головного мозга 2-3 сантиметра. Мы уже знаем, что клетки ее работают группами. Миллионы нейронов создают возможность вариантности в рамках одной обязанности, например, игры на инструменте. Но для того, чтобы ученик сел делать уроки, слушать что-то, читать, писать, мозг должен отдать приказ.

Главная его задача – не нанести вред всему организму, поэтому одно он разрешает, а другое запрещает.

Это по его приказу одного он заставляет морщиться при виде предложенных пенок в кипяченом молоке, а другого обшаривать кухонный шкаф в поисках  спрятанной от него соли.

Мы можем смотреть на еду, питье, но если мозг не даст команду, у нас не появится потребность в еде, питье, тепле…

Наш мозг «двухпалатный» (говорят же в народе – УМА ПАЛАТА): верхняя палата осознает, нижняя управляет. Вспомним особенности возраста: от полного управления поведением (диктат подкорки) к постепенному равновесию значимости двух «палат» и, наконец, к главенству верхней палаты при постоянном контроле, который осуществляет нижняя палата. Это в согласии с законами развития, при создании благоприятных условий, когда законы не нарушаются.

Нижняя палата напоминает банк данных компьютера. Задача ее контрольно-управленческая. В совершенствование будущего Homo sapiens постепенно входит: осознание накоплений нижней палаты; осознание ее контрольно-управленческой роли в нравственности и безнравственности своих желаний, поступков, мыслей; осознание второго «Я» — «внутреннего голоса», который начинает играть главную роль на долгом пути от человека к Человеку. Нижняя палата неведомо для сознания собирает сведения от всех систем организма, а верхняя палата выдает решение в согласии с их потребностями. В банке хранится вся информация: ВСЕ КОГДА-ТО ПОЧУВСТВОВАННОЕ от увиденного, услышанного, сделанного, прочитанного.

От условий жизни создается богатство информации. От характера наполненности банка данных зависит степень строгости, неподкупности контроля нижней палаты. Он, «контроль», определит содержание и степень конфликта между двумя «Я». Крайние типы поведенческих реакций: неуправляемость (в народе говорят: «без царя в голове») или «уменье властвовать собой!». В установлении гармонии противоположного выявляется роль воспитания.

Итак, богатство нижней палаты может быть не востребовано, и тогда мы говорим: осталось в кладовых подсознания. Или человек этим богатством в большей или меньшей степени пользуется.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗРЯДКА

Канадский нейрохирург Пенфилд, оперируя каменщика, задал ему, спящему под наркозом, вопрос: сколько кирпичей он уложил в стену при строительстве? И получил точный ответ. Однако ДО ОПЕРАЦИИ каменщик на вопрос не ответил и был удивлен, что хирург спрашивает его об этом.

Бакалейщик (под влиянием наркоза) заговорил на операционном столе по-гречески. После операции уверял, что не знает такого языка. Но при настойчивой просьбе Пенфилда вспомнил, что пастушонком присутствовал при занятиях сына своего хозяина-грека (приглашали для компании).

Вам дано задание, например, через месяц сделать доклад, написать реферат. Вы приступаете к делу за день или два до срока сдачи и хвастаете: «Да я сел – и сразу написал…» Но вы забыли, что весь месяц до того – в трамвае, на прогулке, на занятиях вам вдруг, как озарение, приходила мысль: «надо включить в реферат вот это…» – и озарение заканчивалось, «лампочка» гасла; в другой раз: «надо процитировать вот этот фрагмент…» – и вновь «лампочка» гасла.

Сам мозг выполнял задание, «вытаскивал» из нижней палаты сведения, которые могли бы пригодиться. И когда вы за день или два до сдачи реферата приступали к работе, многое уже было готово.

Только уточним: в подсознании надо много накопить, наполнить свой банк и наполнять его всю жизнь. От этого зависит уровень интеллекта (так же, как пышная крона дерева зависит от «богатства»  корневой системы).

Когда мы говорим: «У меня появилось желание…» – мы часто не можем его объяснить словами, потому что нам не ведома вся информация, собранная мозгом, а известен только вывод, результат… Проявляется он в виде потребности, желания, стремления.

Мы говорим МУДРОСТЬ ОРГАНИЗМА, потому что потребности не проходят проверку сознанием. Мозг знает, что надо. ПРИСЛУШАЙТЕСЬ к своему организму, говорят сейчас медики!

Как мы боремся с потребностями?

Например, мы читаем книгу или заняты другим интересным делом и начинаем зевать. Это сигнал: ПОРА ОТДОХНУТЬ, сменить занятие. Но книга или работа очень интересны – и мы продолжаем. Зевота становится непрестанной. Упорствуем: читаем, работаем. Слезы заливают глаза. А мы продолжаем! Тогда в глазах появляется жжение, как будто туда попал песок. Мы вынуждены подчиниться.

Если мы постоянно боремся со своими потребностями или с ними борются окружающие, то мозг начинает терять понятие, ЧТО ЖЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЕГО ГЛАВНОЙ ЗАДАЧЕЙ: поддержка потребностей организма или насилие над ними? И тогда даже отрицательное может стать ПОТРЕБНОСТЬЮ (например: первая сигарета или рюмка водки может вызвать рвоту, но сотую сигарету или рюмку водки сломленный организм уже не воспринимает как чужеродные).

Нас знакомят с кем-то… Вдруг возникает неприязнь или наоборот появляется ощущение, как будто с этим человеком мы давно знакомы, родные. Это значит, что в недрах «нижней палаты» остался след от кого-то похожего чертами лица или голосом, или манерой поведения, жестами. Этот след неосознан, он мог отпечататься в очень раннем возрасте, даже в младенчестве. И мы удивляемся своей реакции на человека, с которым только что познакомились…   

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗРЯДКА.

Нашими вкусами тоже управляет мозг. Потребности диктуются глубинными отделами головного мозга, самыми древними и мудрыми, поэтому их не может анализировать «юная» кора. Приказы старейших не обсуждаются! О вкусах не спорят!

Французский ученый Деренер рассмотрел вопрос: что такое «я люблю», «мне нравится» по отношению к цветовой гамме.

СИНИЙ освежает, увеличивает умственные способности, уменьшает физическую нагрузку, регулирует ритм дыхания, успокаивает работу сердца. Следовательно, если человек говорит о пристрастии к синему цвету, его организм ощущает потребность в регуляции сердечной деятельности, ритма дыхания и т.д.

ЖЕЛТЫЙ располагает к хорошему настроению.

КРАСНЫЙ и ОРАНЖЕВЫЙ активизируют нервную систему, они показаны одним людям и противопоказаны другим. Это выражается в словах: «Я люблю этот цвет» и «Я не люблю, терпеть не могу этот цвет».

Попробуйте догадаться о причине резкого поведения молодого человека, его желании уйти, если девушка пришла на свидание в любимом ею красном платье.

ЗЕЛЕНЫЙ – успокаивает, вызывает склонность к размышлениям.

СЕРЫЙ  вызывает скуку, усталость.

БЕЛЫЙ – если он всюду, раздражает, требует чрезмерного напряжения. Теперь в больницах стены красят в разные цвета.

Естественно, возраст вносит коррекцию в пристрастия к цвету. Кроме  того, у нас трудно проверить открытие Деренера, потому что мы часто покупаем не то, что хочется, а то, что есть.

В музыке: 3-х и 6-ти дольные размеры успокаивают, 2-х и 4-х дольные активизируют.

О постоянной активности детского восприятия говорит тот факт, что стихи они пишут только двусложные (хорей).

Отказ играть, петь что-то временно или постоянно – это диктат мозга на основании сведений, которые ему поставляет центральная нервная система.

ВЫВОД. Потребность является регуляторным механизмом всего организма. Для одних это футбол или фильмы ужасов, наводнившие кинопродукцию, для других это «мыльные» оперы.  Обсуждение неправомерно, ведь каждый человек уравновешивает деятельность организма своими средствами.

Как растет человеческий мозг? Приложении №5 обратите внимание на рисунки, на которых представлено развитие мозга на эмбриональной стадии).

Три основные части мозга (передний, средний и задний мозг) образуются как выпуклости головного конца нервной трубы. У людей полушария головного мозга со временем нарастают на средний и задний мозг, а также частично закрывают мозжечок. Как пишет исследователь Э. Коуэн: «Характерные для головного мозга извилины и борозды не обнаруживаются до середины периода внутриутробного развития. Если предположить, что полностью развитый головной мозг содержит порядка 100 миллиардов нейронов и что после рождения фактически не добавляется новых нейронов, то можно вычислить, что в период развития нейроны должны образовываться со скоростью более чем 250 000 в минуту».

Как пополняется информационный «банк» после рождения?.. Скорость заполнения можно измерить косвенным путем из наблюдений за поведением ребенка. Динамика потребности в постоянной деятельности увеличивается с уменьшением времени сна.

Понятным становится значение начального периода развития. Это время наиболее интенсивного «заполнения» нейронов головного мозга человеческими формами поведения.

И. П. Павлов считал, что основой психического развития являются практические действия. Они обеспечивают адаптационную ориентировку в окружающем мире. В современной интерпретации – сенсорно-моторный уровень приобретения условных рефлексов (условно-рефлекторная деятельность) не передается, а приобретается.

Ребенок – великий исследователь. Кроме реализации генных программ, ему надо накопить огромное количество знаний за очень короткий срок.

В какой мере будет реализован начальный период развития, определит социальную или биологическую направленность потребностей человека.

МЕХАНИЗМЫ САМОРАЗВИТИЯ:

I. Ориентировочный рефлекс (РАЗВИТИЕ).

II. Оборонительный рефлекс (БЕЗОПАСНОСТЬ).

Механизмы саморазвития действуют одновременно, но для понимания роли каждого рассмотрим их отдельно.

I. Ориентировочный рефлекс (познавательный). Спонтанное* творчество.

«Любопытство, любознательность – корни познания».

Я. Коменский

«Действие есть наиболее ясное разоблачение индивидуума, как в отношении его образа мыслей, так и его целей. То, что есть человек, в глубочайшей своей основе осуществляется в действительности через действие».

Гегель

Кодекс Воспитания в Японии:

1. Относиться к ребенку до шести лет как к «принцу». В современной расшифровке: ответственность взрослого перед гениальной неповторимостью генетической программы.

2. С шести до шестнадцати — как к слуге (научить думать и заботиться о других).

Только при этих условиях он вырастет достойным гражданином государства, а воспитателю будет другом**.

В нервных связях, которым нет числа, обрабатывается вся информация, строятся планы. Они отвергаются, вносятся поправки, принимаются решения, что надо предпринять сейчас, через день, неделю, месяц ОРИЕНТИРОВОЧНО. Потом эти решения пересматриваются, учитываются: события каждого мгновения жизни, реакция на них – и, наконец, мозг выдает совет, решение разумного поведения или фраз, которые должны быть сказаны в предстоящем разговоре, направление деятельности и т.д.

Вспомним философские слова известной песни: «Не думай о секундах свысока!..» Каждое из мгновений попадает в «картотеку» нижней палаты головного мозга и будет влиять на желания, стремления, решения верхней палаты…

Человеческий детеныш, как и все живые существа, начинает свой путь с определенных видов поведения.

Животному для выживания вполне достаточны инстинкты. Для человеческого ребенка безусловные рефлексы являются только основой психического развития. ТОЛЬКО ОНИ не могут привести к появлению человеческих форм поведения.

Отметим, что у человека многие врожденные инстинкты оказались ослабленными или атрофировались за ненадобностью. Мы потеряли способность эхолокации, тончайшей сенсорной ориентации.

С одной стороны, утрата врожденных инстинктов ослабила человека, но, с другой, – именно эта слабость дала ему возможность приобретать и усваивать новый опыт. Чем больше незаученных действий приходилось совершать, тем больше становилось предпосылок для развития мышления.

Читая З. Фрейда*

Самое длинное детство у человека. Благодаря этому он за время взросления успевает освободиться от жестокого диктата биохимического уровня подсознания. Создались условия для постепенной выработки регулирования поведения другими способами. Одним из них становятся впечатления от начальных психических актов ощущений, полученных при взаимодействии с окружающими предметами и общения с людьми.

Можно предположить, что, по сравнению с высшими формами животного мира, в котором на первом месте рефлексы, у человека на первое место становятся ВПЕЧАТЛЕНИЯ.

Впечатления, особенно первичные, – наиболее яркие, они определяют интеллектуальные потребности. Столкновение же потребностей с реальностью, которая мешает достижению их, порождает множество телесных и физических недугов.

Сенситивный период от зарождения до 5-7 лет – время накопления разнообразных состояний, которые оставляют глубокий след в жизни человека; они будут формировать мышление, когда деятельность сенситивного периода начнет осознаваться. Позже от него будет зависеть направленность потребностей всей жизни: в большей мере душевных или интеллектуальных.

Время укрепления корней.

Читая Л. Н. Толстого…

«Разве не тогда я приобрел все то, чем живу, а приобрел я так быстро, что во всю свою жизнь я не приобрел и одной сотой доли. От пятилетнего ребенка до меня только шаг, а от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние. От зародыша до пятилетнего – пучина».

Почему так важно укрепить КОРНИ?.. Слово В.А.Солоухину

«Потому что всю остальную жизнь человек будет получать информацию, стремящуюся подчас сбить его с толку, ввести в заблуждение. О белом ему будут внушать, что оно черное, о горьком, что оно сладкое, о зле, что оно добро, о фальшивом, что оно подлинное…»

ВЫВОД

Если черное, горькое, злое, фальшивое подкрепляются положительными эмоциями, какими-то благами, человек будет к ним стремиться, ощущать в них потребность…

Сенсорно-моторный метод.

Накопление самостоятельного опыта, заполнение информационного банка.

Вспомним!

Самостоятельные действия – «фундамент, на котором вырастает здание под названием ЧЕЛОВЕК».

Г.Доман

Понаблюдаем за малышом! Перед его глазами предмет. Малыш протягивает руку, мимо, пытается ухватить, не может удержать. Тысячи раз делает он хватательные движения. Развивается координация движений, укрепляются мышцы рук, кисти.

Но вот предмет в руках. Начинается «знакомство»: ЧТО ЭТО? КТО ЭТО? Познавательный рефлекс толкает к действию. Каждый предмет, много раз: взял его, посмотрел, нажал, лег на него, лизнул, погрыз, старается засунуть в ухо, рот, швырнул, уронил, услышал звук: тупой, звонкий, страшный; пополз за ним, достал, понюхал, жаль, голова плюшевого медведя не лезет в рот, кубик тоже не лезет… Заплакал…

И опять сотни, тысячи раз совершает ребенок действия, в результате которых начинает понимать, что: не все можно кусать, лизать, а если и можно, то не всегда от этого хорошо. Попали в рот ворсинки от игрушечного щенка – плохо, а положить на него щеку, обнять – хорошо, исчезло одиночество. Интересно засунуть в нос корку хлеба, но потом переполох, врач делает больно… Боль забывается, а исследовательский интерес остается…

– Больше не буду!  – не обещание не делать того, что нельзя, а налаживание отношений с нами, взрослыми. Опыт уже есть. Сказал волшебное слово – и тебя обнимут, поцелуют, снова полюбят…

Отшлепанный, отруганный, отстояв в углу, ребенок будет совершать действия, которые ему диктует великая сила исследовательского инстинкта. Ведомый этим инстинктом, человек в любом возрасте будет совершать великое и низкое, прекрасное и ужасное: ходить на край света, подниматься в горы по немыслимым кручам, вгрызаться в землю, преодолевать голод, холод…

Вернемся к малышу. Все действия в согласии с генетикой ведут к постепенному установлению определенных эталонов в общении с предметами, со сверстниками и взрослыми, овладению сферами поведения и деятельности человека.

Наиболее характерные назовём ещё раз: тянуть, толкать, нагружать, возить, стрроить, разрушать, чтобы создать новое, копать, лепить… позже — нянчить, учить, лечить, печь, продавать, рисовать…

Что стараются разглядеть, воссоздать в бесчисленных вариантах на излюбленные темы: мальчики — в машинах, самолётах…, девочки —  в портретах «красавиц-принцесс»?

Читая К. Чуковского. «От трех до пяти».

Трехлетний ребенок совершенно уверен, что все вещи существуют для определенного действия. С каждой вещью их может быть много, и разных, он совершает действия для того, чтобы понять, в чем ее назначение.

В этой незаученной деятельности непомерно возрастает вариантность ощущений, восприятий, а значит и представлений о них. Одинаковость в рамках каждого из этих психических актов только видимая, потому что один и тот же предмет ребенок берет в руки с разных сторон, с разным эмоциональным настроем, совершает с ним различные действия, постепенно начинает замечать в знакомых вещах все большее количество разнообразных деталей. В них он учится видеть подобие и различие.

ВЫВОД. Развитие эмоциональной и рациональной сферы должно быть напрямую связано с методикой введения в план урока новых шагов – микродозирование неизвестных ранее действий. Они – уточняющие, расширяющие уже усвоенные знания, могут способствовать более раннему освобождению от биохимической диктатуры подкорки.

Естественно, если наши действия направлены против природных механизмов, то ответной реакцией будет протест, который в быту мы называем упрямством, капризами, «дурью». В школе протестующий становится «трудным ребенком», «трудным учеником».

Когда дети идут с родителями, они почти всегда несут куклу, медвежонка, зайца… Почему? Им необходимо иметь возможность опекать кого-то, заботиться о ком-то, а главное – чувствовать себя взрослым. Спросите у ребенка: «Сколько тебе лет?» Он расправит плечи, вытянет руку, загнет пальцы и скажет с гордостью: «Два года и три месяца!..»

Сейчас детям дарят игрушки огромных размеров – и это отрицательно действует на развитие психики (особенно если в семье нет младших братьев и сестер). Рядом с большими игрушками ребенок чувствует себя маленьким, беспомощным.

Одновременно с понятным для нас интересом к вещам ребенок начинает совершать действия, которые «ни в какие рамки не укладываются», с нашей точки зрения. Он начинает их разбирать, потрошить, ломать.

Уже зная назначение предмета, использовав всевозможные действия с ним, он старается освободиться от привычного «Что это?» и «Кто это?» и начинает задаваться вопросом «ПОЧЕМУ?»: часы тикают, машина едет, глаза куклы закрываются… Наверное, ему нужно узнать скрытые возможности вещей.

Почему необходимо предоставлять ребенку возможность совершать как можно больше действий руками? Потому что у рук самое большое представительство в мозгу. Как ВСЕ действия рук отражаются в мозгу, так же все мозговые явления отражаются в руках. То есть мысль заставляет руки выполнять работу, которая родилась в мозгу. Таким образом, между развитием психики и действиями рук есть прямая связь. Почему то, что сделано своими руками, «тренирует» духовность, нравственность? Потому что помогает выразить себя, учит уважению к себе.

ВЫВОД. Так же как речь появляется позже умения действовать, ребенок должен раскрывать свою значимость в том же порядке.

В речи употребляются слова: умелые, золотые руки, но нет устойчивого выражения «золотой язык». Наоборот, говорят: молчание – золото. УМные, УМелые, золотые руки составляют гармонию с умом и духовностью человека, а «золотой язык» может быть прямым контрастом его поведению.

Неутомимость ребенка связана с тем, что за короткий срок для реализации генетической программы надо: накопить большое количество видов деятельности, испытать разнообразие чувствований по поводу своих действий и соединить их с информацией идущей от окружающего и внутреннего мира.

«Чем больше знание опирается на ощущение, тем оно достовернее».

Я. Коменский.

Что такое желание, стремление?

Во-первых, они всегда связаны с чувственной сферой и являются побудителями действий.

Во-вторых, эти действия могут быть бессознательными и осознанными.

В-третьих, осознание необходимости действий может быть реализовано на практике, в мыслительном плане, или подавлено волевым усилием взрослого или самого ребенка, чтобы избежать отрицательных для себя последствий.

Сильнейший геномный диктат поведения может быть осуществлен, заторможен, ослаблен, искажен условиями окружающей среды во вред личности, при этом отнимается энергия человеческого развития. Доказательством этого служат дети, найденные среди коз, обезьян, волков.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗРЯДКА

В далеком 1694 году на границе России с Литвой был найден ребенок лет десяти, живший с медведем. Ирландский врач Б. Коннор свидетельствует: «Он не обладал ни разумом, ни речью. Его голос и он сам не заключали в себе ничего человеческого. Человеческим было только строение тела». Он еле научился стоять на двух ногах, понемногу привык к человеческой пище. Научился произносить несколько слов. О своей жизни в диком состоянии не мог вспомнить, или, точнее, не находил слов, чтобы о ней рассказать.

Голландский естествоиспытатель Бургаве (ХVIII век) нашел ребенка, который жил среди коз. Его образ жизни ничем не отличался от этих животных, даже голос его был похож…

1920 год, доктору Рад Сингу (Индия) были переданы на воспитание две девочки, найденные в стае волков. Одной было около семи-восьми лет, другой около двух. Младшая Амала скоро умерла. Старшая Камала дожила до 18 лет. Через два года, то есть в возрасте 9 – 10 лет она научилась стоять на двух ногах, но когда ей нужно было передвигаться быстро, становилась на четвереньки. К 12 годам она понимала и говорила только 6 слов, к 14 годам – 45. К 18 годам ее умственное развитие равнялось уровню трех-четырехлетнего ребенка.

Недавно в Гвинее-Бисау был найден ребенок в стае обезьян. Письмо и арифметика были ему недоступны.

О чем говорят эти примеры?

О том, что в человеческом детеныше можно воспитать качества тех зверей, среди которых они находятся; наследственная память не может обеспечить человеческих форм поведения, морали, если они не будут подкреплены воспитанием.

Читая «Психологию детского возраста» В. И. Мухиной.

Уже в первые годы появления яслей врачи, психологи обратили внимание на то, что, несмотря на хорошее питание и уход (в то время), многие дети часто болели и резко отставали в развитии по сравнению с теми, кто находился дома. Когда «яслезация» детей стала обязательной с двухмесячного возраста во всех республиках СССР, исследования через несколько лет прекратились. Но за это время повсюду подтвердились первые наблюдения и, кроме того, были сделаны и другие выводы. У детей с запаздыванием формировались те или иные движения… Это явление было названо ГОСПИТАЛИЗМОМ. ПРИЧИНА – недостаток общения.

Э. Берн:

«Обезьянам и человеческим детенышам недостаточно одного молока. Им столь же необходимы материнский голос, запах и тепло, иначе они зачахнут, как и взрослые, когда их некому приветствовать».

ВЫВОД. Интеллект ребенка зависит от того, получает ли ребенок достаточное количество внешних впечатлений, обеспечивают ли взрослые условия воспитания, необходимые для активной работы мозга.

Доказано, что те участки головного мозга, которые не упражнялись, перестают нормально развиваться, и могут, со временем, частично или полностью атрофироваться. И это уже в раннем возрасте!!!

Если органические потребности ребенка удовлетворяются, то они естественно перестают занимать мозг постоянно. Теперь ему предоставляется возможность переключиться на другие важные потребности человеческого уровня.

Если органические потребности ребенка не удовлетворяются, в достаточной мере, мозг изыскивает средства замены необходимого перехода к более высокому уровню потребностей. Почему? Потому что заботы нижнего уровня слишком сильны и становятся главенствующими.

Например, в детских домах, интернатах мысль о маме является доминантной*. Когда такой очаг возбуждения постоянный и не может быть реализован, он становится тормозом общего развития.

Если мы помогли ребенку удовлетворить его потребности как человеческого существа, мы создали предпосылки для развития его стремлений, желаний, потребностей духовных, интеллектуальных: общение с книгой, музыкой, природой, потребность в любви, сочувствии, потребность путешествовать, исследовать, обрести цель, смысл жизни, найти выход из создавшегося положения в соответствии с законами совести.

Когда со стороны ребенка, ученика идет протест: не хочу, не буду, неинтересно, не пойду, это SOS живого существа: РЕБЕНОК хочет стать ЧЕЛОВЕКОМ. Это вопли его организма, всех его систем обеспечения, которые он словами объяснить не может, потому что его поведение – это переданные генами жесткие приказы его далеких предков, охраняющие его от всего вредного и бесполезного.

Его поведение – это сигнал воспитателю, педагогу, напоминание, что потребности духовные и интеллектуальные заблокированы нашими методами научения или общения. И если мы понимаем свою воспитательную роль, то НАША ЗАДАЧА переориентировать ученика на: ХОЧУ, БУДУ, МОГУ, ИНТЕРЕСНО…

Есть только один вид приказа и сотни способов установить простые человеческие отношения с ребенком, учеником. И ПЕРВЫМ должен начать ВЗРОСЛЫЙ, воспитатель, педагог, потому что он знающий, понимающий, потому что только он может создать потребность в учении, в знаниях. Есть сотни способов противодействовать приказному тону и только один, который вызовет желание учиться, следовать совету  – это УВАЖЕНИЕ РЕБЕНКА, УЧЕНИКА.

Я, взрослый, считаюсь с твоим мнением, стараюсь тебя понять.

Я, ученик, слушаю, стараюсь выполнить предложенное, заданное.

МНЕ, педагогу, интересно, что ты думаешь, и я стараюсь сделать так, чтобы тебе, ученику, был интересен мой предмет.

Я, педагог, верю в значение музыки для воспитания в тебе понимания окружающего мира, его звукового разнообразия, интонационной роли в общении, понимаю, что любовь к музыке обогатит тебя нравственно, поэтому я стараюсь укрепить в тебе желание, потребность в общении с ней, профессию ты выберешь сам.

Я, педагог, помогаю тебе обрести смысл жизни в духовных потребностях.

Ребенок не может проявить себя в том, что ему НЕ ИНТЕРЕСНО (он еще не дорос до корыстных целей).

Если мы не возбудили в ребенке психическую готовность к труду, мы обрекли его на роль лодыря. МЫ, а не сам он им стал.

Что это за состояние, когда нет трудолюбия?..

Это значит нет интереса. Таким образом, плохая успеваемость не может быть и не должна быть категорично оценена как отсутствие способностей. Значит, если педагог сделает свой предмет интересным, то вопрос о насильственных методах приобретения знаний естественно отпадает.

Однако почему же так трудно создать интерес у ВСЕХ? Потому что самые искренние усилия педагога могут вызвать только РАЗНУЮ степень интереса учеников, в том числе и его полное отсутствие. Значит, мне, педагогу, несмотря на опыт, образование, все время (ВСЕ ВРЕМЯ!) надо искать причину недостаточного интереса.

А ведь у каждого эти причины разные, и педагог, даже при сильном желании, не всегда может найти их. ТРУДНО, но можно, если решение этого вопроса начать с другой стороны, поставив на первое место не предмет, а ученика. То есть вначале Я, педагог, проявляю интерес к его личности, даю ему право быть собой (это время изучения его индивидуальности, условий его жизни до встречи со мной), с уважением отношусь к тому, что он может и не может. Мое отношение (кто же захочет его потерять?) вызывает активность собственных сил ученика, создает потребность в учении, интерес к предмету или отвергается всем существом: напомним, – не потому, что ученик плохой, а потому что мы, по непониманию, своими действиями включаем механизм оборонительного рефлекса к себе и своему предмету.

Каждый живёт и совершает поступки по ЗАКОНУ ВЕРЫ. Если мы верим, что этот человек хороший, то постоянно находим в его поведении подтверждение того, во что верим, и наоборот… Изменяется направление наших мыслей. Значит, мы можем сознательно создавать мышление, в котором возбужден положительный резонанс (отзвук, отклик).

Не с этого ли начинает ребёнок уже с возраста «почемучки»?        С философского отношения к действительности.

Читая С. Л. Соловейчика («Агу и Бука» // «Новый мир», 1985 г.,  № 3).

Не надо выкорчевывать из ребенка недостатки, а надо замечать в нем положительные черты.

Для того чтобы разобраться с этим советом, обратимся к самим себе! Если мы точно знаем, что Икс к нам хорошо относится, потому что уверен в нашем уме, порядочности, радуется встрече с нами, то как мы относимся к нему? Главное, стараемся не разочаровать его, не показать себя с дурной стороны. Это значит, что мы в присутствии этого Икса все время анализируем свое поведение, тормозим свои отрицательные побуждения. Нечто вроде покаяния, которое происходит само собой. Мы не осуждаем себя, но ОСОЗНАЕМ и стараемся подавить отрицательные черты своего характера и поведения.

Семья и малыш. Часто бывает так: в детском саду нам сказали: «Ваш ребенок сегодня был наказан за…» По дороге домой мы выговариваем ему… Дома рассказываем о его поступке пришедшему с работы папе… Он добавляет, что такой человек никогда в жизни… А бабушка пророчит малышу если не тюрьму на вечные времена, то…

Прочтите кодекс законов! Даже за самые страшные преступления ДВАЖДЫ НЕ НАКАЗЫВАЮТ. Но дома! Через несколько дней, недель, месяцев, если проступок повторится, кто-нибудь из домочадцев скажет, что МАЛЫШ НЕИСПРАВИМ! Яд раздражения заполняет все пространство жилой площади!

Давайте перевернем реакцию на ситуацию. Мама по дороге домой сказала бы сыну: «Я знаю, какой ты умный, и никак не ожидала от тебя такого… Ты славный мальчик, и я уверена, что никогда больше ты так себя вести не будешь…» А ДОМА ОНА ПРОМОЛЧАЛА, потому что он один раз уже наказан – в детском саду.

Мы можем осуждать поведение, но не должны зачеркивать из-за него ЧЕЛОВЕКА – и не потом, когда он вырастет, а уже сейчас, в раннем детстве.

Если бы на родительских собраниях ЗАПРЕТИЛИ говорить в первую очередь о негативных качествах учеников; писать характеристики, начиная с критики каких-либо черт личности; начинать встречу с обвинений, осуждений…

Если бы ЗАКОНОМ обязали делать все наоборот: вначале говорить о положительных чертах характера, о добрых поступках вчера, неделю тому назад, месяц, а потом уже – об отрицательных… Изменился бы тон говорящего, в речи появились бы слова помощи, совета, как исправить…

Ребенок должен понять с первого наказания: не взрослый его наказывает, а он сам себя, если что-то нарушил… Он сдерживает свои негативные побуждения, потому что о нем все знают, какой он хороший… Потребностью становится поведение, которое не влечет за собой расплаты. Ребенок не хочет себя наказывать, поэтому УЧИТСЯ (учит сам себя) отказываться от желаний, нарушающих обещания, и если все же не удержался, то и говорит себе: «Я знал, что так будет. САМ ВИНОВАТ!»  Мы направили его на путь САМОвоспитания: мы не упрекаем его, что не всегда ему удается победить себя, потому что сами знаем, что победа над собой – самое трудное дело в жизни. Мы не напоминаем о его негативных проступках, чтобы укрепить его в желании поступать правильно, хорошо. Мы помним, что у развития есть свои законы и один из них – ДИСКРЕТНОСТЬ! Перевод с ученого понятия: «БУДЬ ТЕРПЕЛИВ!»

Расул Гамзатов:

«Теперь меня в ауле знают как поэта. А было время, знали как растяпу и неряху… Я делал одно, а думал в это время о чем-нибудь другом. И получалось, что рубаху я надевал задом наперед, пуговицы застегивал неправильно, да так и выходил на улицу.

Шнурки у ботинок не завязывал, а если и завязывал, то так, что они развязывались.

В это время говорили про меня: «Как могло получиться, что у такого опрятного, аккуратного и спокойного отца мог родиться такой суетливый, неорганизованный сын?»



Страница сформирована за 0.08 сек
SQL запросов: 171