УПП

Цитата момента



У нас есть два пути спасения: реальный и фантастический. Реальный — к нам прилетают марсиане и спасают нас. Фантастический — мы спасаемся сами…
Спасайся, кто может!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Золушка была красивой, но вела себя как дурнушка. Она страстно полюбила принца, однако, спокойно отправилась восвояси, улыбаясь своей мечте. Принц как миленький потащился следом. А куда ему было деваться от такой ведьмы? Среди женщин Золушек крайне мало. Мы не можем отдаться чувству любви к мужчине, не начиная потихоньку подбирать имена для будущих детей.

Марина Комисарова. «Магия дурнушек»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/
Мещера-2010

Егидес, или Начало пути
практического психолога

У меня было много учителей, потому что я жадно учился у многих, но человеком, указавшим мне мой путь в практическую психологию, был щелкните, и изображение увеличится Аркадий Петрович Егидес.

  • Доброго Вам здравия, Аркадий Петрович!

Правда, в моей жизни он оказался не сразу. До него был так же большой и важный этап: преподавание в вузе и большой опыт лекционной работы.

  • Если хотите, могу сформулировать и так: поскольку Психологом тогда я был слабым, я стал Преподавателем психологии, то есть начал учить психологии других.

Впрочем, жизнь преподавателя подарила мне еще много анекдотов.

О Творцах психологических законов

Так получилось, что после студенческой скамьи я сразу же оказался на кафедре — уже преподавателем.

  • Конечно, по блату. Спасибо, Володя!

Да, но ситуация — непростая. Читать надо психологию практическую, ибо это институт не академический, а повышения квалификации. Лажа не пройдет, потому что мои слушатели — гиды-переводчики, женщины веселые и кусачие. И на дешевке не проедешь, потому что с ними их руководители — бдительные и осторожные акулы.

  • Это же был — Интурист, а время советское. Комментарии нужны?

На подготовку лекционного курса — три месяца. 1979 год, литературы по практической психологии никакой. Что делать?

Меня выручила склонность к пародиям. Я читал все подряд, рыдал, представляя, что будет, если я начну рассказывать Такое, и, смеясь, бодро сочинял Науку Практической психологии.

  • Все чин по чину, с настоящими Законами и примерами.

И еще через три месяца, уже на выпуске первого потока, мне слушатели сдавали экзамены. Вы знаете, это очень особенное ощущение: еще помня, как ты брал "с потолка" и выдумывал эти самые Законы Психологии, видеть теперь их названия в экзаменационных билетах и слушать, как с полной серьезностью (и пользуясь шпаргалками) взрослые люди тебе же их отвечают.

  • Поскольку же я — личность творческая и лекционный курс перерабатывал, в следующем семестре слушатели отвечали мне уже совсем другие Законы Советской Психологии. Но — с той же убежденностью. Ведь это же — Законы!

И с тех пор я смотрю немного другими глазами на все эти Учебники с важными формулировками. Я пробую представить их авторов: занудных канцеляристов от Науки, методично и с тщанием втискивающих Живую мысль в загон Правильных формулировок — естественно, отсекая ненужные творческие сомнения и юмор.

  • Обычно такие и становятся Начальниками, и поэтому именно их сонные разумом копируют.

Правда, иногда за Учебником я чувствую и других — Веселых и Сильных людей, у которых хватило смелости и юмора свои личные мнения изложить в такой очень серьезной форме — с Определениями, Списком Основных Частей и Источников, Главными Законами и Следствиями из них. Они играли со свободной Истиной, а не заключали ее в Тюрьму Науки.

  • Привет, коллеги!

Мостик через пропасть

Все славно, я читал неплохие — и даже хорошие — лекции, слушатели меня любили и уважали, но все равно, читая книги Леви, Добровича и изредка общаясь с живыми психотерапевтами, я смотрел на них как на Богов или Волшебников, чье искусство от меня безнадежно далеко. Я ощущал полную недоступность для меня этого пути: пути психолога-практика.

  • Я был смелым, ну и что? Вот так взять и объявить народу: набираю психотерапевтическую группу? Или группу по тренингу общения? Не выйдет — я уже был свидетелем провалов психологов. Кавалерийская атака здесь не выручала.

Но тут наши пути и пересеклись. Я попал в Клуб культуры общения "Маленький принц", где вел свои занятия Аркадий Петрович Егидес.

Специалист по конфликтам

щелкните, и изображение увеличитсяТот, кто когда-либо встречал его, не забудет его никогда. Он был специалистом по конфликтам, исключительно сильным теоретически и почти необоримым практически. В этой области он сам, собственной личностью, был идеальным живым наглядным пособием.

  • Но не подумайте, что пособием по предотвращению конфликтов.

Рядом с ним было удобно учиться, потому что непосредственно своей личностью он всегда представлял вам самое обширное поле для тренинга. Егидес — это личность яркая, и в первую очередь — ярко конфликтная.

  • Был, есть и будет.

Его воспитанники возмущались: "Ну как же так, говорит одно, а делает — другое!", а я, глядя на него, вспоминал вечное: "Делай так, как я говорю, но не делай так, как я делаю". Нормальные люди с ним ссорились, умные же люди находили возможность у него учиться, и учиться многому.

  • Я был умным.

Впрочем, любопытная история. У меня действительно неконфликтный характер, но, похоже, были и другие причины, объясняющие, почему мне удавалось с Аркадием Петровичем не ссориться.

Одно время мы с ним регулярно записывали на магнитофон свои занятия, чтобы потом их прослушивать, выбирать из них удачные места и анализировать ошибки. Так вот, ставлю я как-то раз после занятия на магнитофон кассету, начинаю ее слушать — и… не понимаю ничего. Я слышу свой голос, голос точно мой, мои интонации — но… но я никогда этого не говорил!!! Голос — мой, но текст — Аркадия Петровича!

  • …???

А произошла следующая чудесная ошибка. Аркадий Петрович записывал свое занятие на магнитофоне с севшими батарейками, в результате чего кассета крутилась медленнее нормы. Когда же магнитофон подключили в сеть и кассета на прослушивании стала тянуть ленту с нормальной, то есть убыстренной скоростью, голос Аркадия Петровича стал быстрее и выше. И оказалось, что если Аркадий Петрович говорит быстрее и по тембру выше, или я говорю медленнее и ниже по тембру, наши голоса — идентичны. Наши голоса по стилю и звучанию складываются в совершенно единую мелодию.

  • Может быть, в этом была тоже одна из причин, почему мы с ним так хорошо понимали друг друга и находили друг в друге какой-то важный отклик?

Обучение напролом

Обучая на своих занятиях в клубе "Маленький принц" бесконфликтному общению, Аркадий Петрович не играл в высокую науку. Он просто давал список фраз, слов и оборотов, которые могли создать напряженность в общении.

  • Конкретнее — то, что обычно раздражало его. Ну и не только его.

Эти фразы ("Нет, на самом деле… Ничего подобного!" и аналогичный мусор под названием "конфлик­то­гены") надо было записать в тетрадочку, выучить наизусть и после этого забыть навсегда. А чтобы этому помочь, все в руки брали кошельки, в центр ставили копилочку — и начинали обсуждать что-то животрепещущее.

  • Ну, например, какими средствами жена может заставить слушаться мужа и что муж может ей противопоставить. И прочее житейское и больное.

Увлекся, забылся, загорелся, допустил конфликтоген — есть! Копеечку, в копилочку! Проще некуда, но все сидели с прямыми спинками и следили за каждым своим словом.

  • Сию методу нельзя было квалифицировать иначе, как примитивный бихевиоризм, к тому времени отвергнутый передовой психологической наукой. К счастью, нам не было до этого никакого дела, потому что это — работало.

Я так понимаю, что список запрещенных слов мог быть достаточно произвольным: люди просто приучались слушать то, что они говорят.

Психология от Егидеса

Академические психологи не признавали его, потому что он откровенно не уважал их, воспитанные в гуманистической традиции практические психологи не считали его психологом вообще, потому что он занимался не психологией, а жизнью. Он был тот примитивист, который смотрел на все открытым наивным взглядом и всегда мог крикнуть: "А король-то — голый!"

  • Более того, с его характером он просто не мог не крикнуть.

Многие неглупые люди убеждены, что в моих книгах нет никакой философии, есть просто житейский практицизм и здравый смысл. Я рассматриваю это как комплимент и благодарю за это лично Аркадия Петровича — я учился этому у него. Я учился у него вниманию к повседневной и более чем живой обыденной жизни.

В то время, как его коллеги-психологи вдумчиво углублялись в проблемы родовой травмы, обсуждали комплекс Эдипа и искали архетипы коллективного бессознательного, он весело учил нас фразам, с которыми можно подкатывать к симпатичным девушкам на улице, чтобы завязать беседу.

  • Смотри "Как знакомиться на улице", а самое главное, учись сам.

Любимым же его тренингом была сдача бутылок. Он без устали учил сдавать бутылки, любые, в том числе и из-под шампанского.

  • Которые, как знали все советские люди, не принимают нигде.

И мы на занятиях бодро репетировали беседу с приемщиком стеклотары: "В соответствии с приказом № 219 Министерства торговли от 09 сентября 1979 года отсутствие тары не может являться основанием для отказа в приеме стеклотары. Будьте любезны, примите бутылки!"

  • Все вроде бы просто. Но когда я шел ТАК сдавать первый раз, у меня дрожали колени.
***

…По логике Книги этого нельзя, но… Хотите, в нарушение всяких правил, маленький урок из той Науки?

Как беседовать с администрацией, чтобы разговор состоялся

Поговорить с директором, администратором или заведующим — большое и трудное искусство.

Во-первых, его надо найти, а это не всегда просто. Надо: подойти к любому продавцу или кассиру и нейтрально, спокойно, можно с улыбкой спросить: "Подскажите, пожалуйста, как мне пройти к вашему директору?" Как правило, вам укажут на дверь, на которой написано: "Посторонним вход воспрещен" — правильно, вам туда и надо. Так же задавая вопросы всем, кого вы там встретите, вы дойдете до комнаты директора; нашли — спокойно заходите туда.

  • Стучать не надо: директор на работе и ничем неожиданным он заниматься не может.

Зашли, прошли несколько шагов (а не стойте в дверях) и обратитесь к тому или тем, кто там есть: "Добрый день. Мне нужен директор". Вам не всегда скажут в ответ "Добрый день", но почти всегда спросят: "А вы по какому вопросу?" На это спрашивайте: "Вы директор?"

  • Не следует никому ничего объяснять, пока вы не убедились, что беседуете с тем, с кем вам надо.

Итак, вы услышали: "Я директор. Вы по какому вопросу?"

  • Не поддавайтесь на его линию, ведите свою. Директор хочет поговорить побыстрее, а вы — как полагается.

Поэтому теперь вам надо представиться: "Меня зовут Ф.И.О. У меня к вам разговор. Вы разрешите, я присяду?"

  • Директор всегда указывает на стул, вы удобно садитесь.

Вы продолжаете: "Простите, а как вас зовут?" — "Марина Александровна", — "Очень приятно, Марина Александровна".

  • Сделайте все, чтобы ее имя-отчество не забыть: повторите его сейчас, обращайтесь по имени-отчеству во время разговора. Если разговор предстоит трудный, спросите обязательно фамилию и можете даже при ней, здесь, все это себе записать — на карточку или в записную книжку. Делайте все быстро, но спокойно и не дергайтесь: вы имеете на это право, и все это производит весьма серьезное впечатление…

"Марина Александровна, я к вам вот по какому вопросу…"

  • Теперь можете излагать все, что вас интересует: вы можете быть уверены, что слушать вас будут.
***

И пусть хмыкали высоколобые академики: они со всей своей научной психологией перед матерой психологией советской службы быта пасовали! А мы — уже нет. Мы ходили в рестораны сквозь швейцаров и табличку "мест нет", потому что места там были. Мы решали проблемы с проводниками в поездах, мы выигрывали схватки с матерыми заведующими мясным отделом гастрономов, мы умели покупать то, что нам надо, без "нагрузки", мы заставляли работать продавцов без образования очередей, мы садились в такси тогда, когда это было нужно нам, а не по дороге водителю, мы получали от них сдачу и не получали от них грубости.

  • Кто помнит — оценит. Это было на грани чудесного.

И кстати, вовсе не становились скандалистами. Мы просто учились грамотно и сильно жить. Мы становились психологами по жизни.

  • Еще раз — спасибо Вам, Аркадий Петрович!

Happy end

А самое главное, вы, наверное, уже поняли: скоро я стал помогать Аркадию Петровичу. Мне оказалось это по силам. Я понял, что такую психологию в таком тренинговом режиме могу давать народу и я. Тут не требовалось высокого искусства, потому что здесь была высокая технология.

  • Технология, впрочем, совсем не исключает искусства. Если ты Мастер, тебе никто не помешает работать искусно, мастерски поверх всякой технологии.

Я увидел в этом подходе тот спасительный мостик через пропасть, который вел меня, просто крепкого преподавателя, но совсем еще не мастера, в жизнь психолога-практика. И я пошел по нему.

Первые месяцы я просто внимательно сидел, потом начал аккуратно подвякивать ведущему (и это было встречено благосклонно), к концу года мне было разрешено проводить фрагменты занятий. Через год я начал вести свою первую группу.

  • Правда, она почти сразу развалилась. Ну и что — я работал бесплатно.

А вот вторая и далее — показали, что я действительно — могу. Еще через год я оставил Клуб "Маленький принц" и организовал свой.

С днем рождения тебя, "Синтон"!

С чего начинается Мастер…

Рождение "Синтона"

Так у меня началась двойная жизнь: в будни я преподавал в Институте, в субботу и воскресенье у меня был Клуб.

Да, были еще командировки: я читал лекции по линии Общества "Знание". Это тоже дало многое — и жизни повидал, и тексты накатал.

  • Поэтому книгу "Как относиться к себе и людям" писать было легко: текст звучал в голове, проговоренный уже не один десяток раз.

Плюс заработки дали некоторую экономическую независимость от Института. И, как это обычно и бывает в таких случаях, я начал размышлять и сравнивать. Да, я был хорошим преподавателем и любил свое дело, но…

Но появились мысли такие.

Я читаю то, что интересно мне, но не всё, что интересно мне, я читаю.

  • Потому что тематика моих лекций определяется в первую очередь профилем Института и только после этого — мною.

Доколе?

Мне удается заинтересовывать своих слушателей, и они посещают мои занятия не из-под палки, но мне каждый раз приходится их заинтересовывать.

  • Потому что слушателей на повышение квалификации — посылают. И им нужен диплом об окончании, а не я.

А я этого хочу?

В Институте надо мной Начальники. А мне это надо?

А что касается зарплаты в Институте и заработка в Клубе, то суммы были вполне сравнимы. Точнее, Клуб обещал больше.

  • Это было важно для жены. Она и так рыдала: Солнышко, ну как же уходить с такого места!

Когда в Институте я заявил о своем уходе, меня не понял никто. На встрече с директором мне было сразу обещано и повышение и в статусе, и в зарплате.

  • Руководство сразу оказалось готово решить вопросы, которые до этого, несколько лет, были совершенно не решаемыми.

Но я ушел в жизнь свободного человека — и с тех пор ни дня об этом не жалею.

Одинокий волк

Потом были годы — очень разные — просто работы.

Я работал в полном одиночестве.

С Аркадием Петровичем сотрудничество уже не шло: он мог быть только Учителем, а Сотрудником он быть не мог.

Все то непонимание от нормальных психологов, которое раньше держал на себя Егидес, теперь обрушилось на меня. Я же работал не в Традиции!!! Ведь так же (как я) — не работают!

  • Не принято.

Слава Богу, что это непонимание обрушилось только в форме моего творческого одиночества. Поскольку экономически я был совершенно самостоятелен, кислород мне не мог перекрыть уже никто.

Да, я работал местами слабо и очень слабо — потому что я экспериментировал.

Без экспериментов нет развития, но в каждом эксперименте есть риск. И очень реальный, потому что скоро я уже знал — очень знал — одну неприятную закономерность:

Два слабых занятия подряд - и группа разваливается.

Да, после этих — зависших в пустоте — у группы еще серия мощных, веселых и содержательных занятий, да! Но объяснить это уже некому.

Стал осторожнее, вышел на режим: эксперимент не может занимать более половины занятия. А лучше — четверть. Тогда, если эксперимент не проходит, занятие в целом остается на уровне.

Но ведь если эксперимент проходит — появляются новые занятия! И появлялись такие Праздники, такие!!!

Да здравствует Творчество! Да здравствует - Эксперимент!

И вот уже от многих слышилось: "Это так нужно, это так — здорово! Ну почему я не пришел к вам раньше?!" На это я всегда отвечал стандартно: "Чем позже вы приходите в Клуб — тем лучше. Потому что с каждым месяцем, тем более — годом, занятия только лучшеют".

Десять лет на Взросление

Мы строили, строили — и наконец построили!

Мы с Чебурашкой

Меня не интересовали чьи-либо оценки моей работы — меня интересовала сама моя работа: как ее сделать лучше. Мы просто жили и росли вместе — Клуб и я. И вот, спустя десять лет мы стали Большими и Успешными.

Вышли книги, они дали мне имя и увеличили приток людей в Клуб. В Клубе у меня уже появились ученики, они начали работать, и Клуб разросся тем более. Уже в большой, крепко стоящий на ногах и весело живущий Клуб стали с завистью заглядывать психологи со стороны и интересоваться методиками. Методики к тому времени уже приобрели стройность, а когда я их прописал, ориентируясь не только на себя, получилось еще двадцать книг.

  • То, что мне есть чему учить людей, я знал давно. Но тут я понял, что мне есть чему учить психологов.

Я стал уважаемый, и меня стали приглашать, как мэтра, в Университеты.

И что же я там увидел?

Психология из-под Университета

Зная преподавателей нашей кафедры психологии, мне жалко студентов, которые выдерживают огромный конкурс, чтобы у них учиться…

Ольга Алексеевна, замдекана одного из российских вузов

Психологические факультеты на недостаток студентов не жалуются. Конкурс серьезный, поэтому состав — качественный, включая тех, кто учится на коммерческой основе.

  • Если бы они знали, за что они платят деньги!

Студенты-психологи, IV курс факультета психологии одного московского Университета, проходят практику в моем Клубе. Впечатлений очень разных много и у них о Клубе, и у меня — о них. Взаимное знакомство завершилось, расстаемся, они спрашивают меня, какие у меня к ним чувства. Я не стал кривить душой и ответил: "Чувство острой жалости".

  • Почему?

Потому что я видел их, как задиристых и бодро лающих щенков, которых вот-вот выпустят из вольера — в жизнь. А миски с кашей там им — не будет, и волки голодные неподалеку.

Они славные теоретики, но к реальной практической работе, как психологи, совершенно не готовы. На что они будут жить? А если жить не на что, кому они пойдут продаваться?

  • Потому что продаваться все равно придется.

Я уверен, что они старательно учились, но учиться им было мало чему. Не буду обсуждать причины, но приложимую к жизни практическую психологию, да чтоб еще на такую психологию жить можно было — такой психологии в известных мне российских институтах пока не преподают.

  • С радостью буду ждать информации, что вот теперь я здесь на совсем не прав и такая психология для студентов уже преподается. Подарите мне радость, сделайте меня неправым!

Большинство сильных практики из институтов ушли, и я их так понимаю! Когда-то, наверное очень давно, Институтская Наука была глотком свежего воздуха для всех мыслящих людей. Потом свежий воздух ушел, на кафедрах стало серо и пыльно, но остался престиж, стабильность и зарплата. А когда стабильным оказалось только отсутствие зарплаты — что могло удержать в институтах толковых людей?

Сильные практики ушли не в никуда — они ушли в жизнь. Они создали фирмы свои или сотрудничают с кем-то. Они теперь заняты тем же творчеством, своим делом, но они на свободе, а денег стало немного побольше.

  • На порядок побольше. То есть раз в десять.

А самое главное, студентам преподают теорию. Теорию психологии. То есть вроде бы ту же психологию, но на самом деле совсем не ее, а некоторые свои (или чьи-то) по поводу нее размышления. А потом требовательно спрашивают их на экзамене.

  • Обязательно требовательно, иначе студенты осмелеют, задумаются и раньше времени догадаются, что все это — туфта.

Даю наугад названия экзаменационных билетов и свои к ним комментарии — как психолога-практика.

"Критерии возникновения психики по Северцову".

  • Не знаю, знать не хочу сам и просил бы освободить от этого моих студентов.

"Методы наблюдения в психологии".

  • Если бы вы еще узнали, какую ерунду здесь полагается отвечать…

"Теории памяти".

  • Признаюсь — все забыл. И очень этому рад.

Студенты забивают себе этим мозги, к третьему курсу теряют интерес к психологии, к четвертому — приобретают интерес к пиву и сигаретам.

  • Раньше? И не только к сигаретам?

Но учебный процесс идет, и через пять лет студенту вручают диплом и выпихивают в жизнь. Кого из него сделали? Психолога? Нет. Психологом он не стал.

  • Из него сделали только студента…

Как готовить Мастеров

Студентов можно готовить в Университетах. Мастеров — только в Мастерских. За всю историю человечества по-настоящему себя оправдала, похоже, только одна система обучения: прямое обучение ученика у Мастера.

Ученик приходит к Мастеру. Если он Мастеру приглянулся, он может остаться рядом с ним.

  • А если не приглянулся, значит, этому ученику у этого Мастера учиться действительно не надо.

Теперь Мастер работает, ученик учится ему помогать. Стоит на подхвате, бегает, куда надо.

  • Потому что, если не побежит он, идти нужно Мастеру.

А обучение уже идет: ученик вживается в режим работы Мастера.

  • Это важно, ведь режим работы Мастера есть неотъемлемый элемент его общей технологии.

Потом ученик Мастеру уже помогает.

  • И местами, пусть еще проблесками, уже чувствует: я могу так — тоже!

Позже Мастер включает ученика — теперь уже Подмастерье — в работу. Идет практика — умная практика. А что касается теории…

Будущий Мастер освоит все необходимые книги без какого-либо контроля извне. Они будут ему нужны не для сдачи экзамена, а чтобы хорошо сделать то, что ему сделать нужно, и поэтому он будет их читать.

  • В этом случае все необходимое уложится в голове, найдет место в душе и останется в руках.

И скоро ученик станет — Мастером.

  • 1
  • 2


Страница сформирована за 0.07 сек
SQL запросов: 171