Так у меня началась двойная жизнь: в будни я преподавал в Институте, в субботу и воскресенье у меня был Клуб.
Да, были еще командировки: я читал лекции по линии Общества "Знание". Это тоже дало многое — и жизни повидал, и тексты накатал.
Плюс заработки дали некоторую экономическую независимость от Института. И, как это обычно и бывает в таких случаях, я начал размышлять и сравнивать. Да, я был хорошим преподавателем и любил свое дело, но…
Но появились мысли такие.
Я читаю то, что интересно мне, но не всё, что интересно мне, я читаю.
Доколе?
Мне удается заинтересовывать своих слушателей, и они посещают мои занятия не из-под палки, но мне каждый раз приходится их заинтересовывать.
А я этого хочу?
В Институте надо мной Начальники. А мне это надо?
А что касается зарплаты в Институте и заработка в Клубе, то суммы были вполне сравнимы. Точнее, Клуб обещал больше.
Когда в Институте я заявил о своем уходе, меня не понял никто. На встрече с директором мне было сразу обещано и повышение и в статусе, и в зарплате.
Но я ушел в жизнь свободного человека — и с тех пор ни дня об этом не жалею.
Потом были годы — очень разные — просто работы.
Я работал в полном одиночестве.
С Аркадием Петровичем сотрудничество уже не шло: он мог быть только Учителем, а Сотрудником он быть не мог.
Все то непонимание от нормальных психологов, которое раньше держал на себя Егидес, теперь обрушилось на меня. Я же работал не в Традиции!!! Ведь так же (как я) — не работают!
Слава Богу, что это непонимание обрушилось только в форме моего творческого одиночества. Поскольку экономически я был совершенно самостоятелен, кислород мне не мог перекрыть уже никто.
Да, я работал местами слабо и очень слабо — потому что я экспериментировал.
Без экспериментов нет развития, но в каждом эксперименте есть риск. И очень реальный, потому что скоро я уже знал — очень знал — одну неприятную закономерность:
Два слабых занятия подряд - и группа разваливается.
Да, после этих — зависших в пустоте — у группы еще серия мощных, веселых и содержательных занятий, да! Но объяснить это уже некому.
Стал осторожнее, вышел на режим: эксперимент не может занимать более половины занятия. А лучше — четверть. Тогда, если эксперимент не проходит, занятие в целом остается на уровне.
Но ведь если эксперимент проходит — появляются новые занятия! И появлялись такие Праздники, такие!!!
Да здравствует Творчество! Да здравствует - Эксперимент!
И вот уже от многих слышилось: "Это так нужно, это так — здорово! Ну почему я не пришел к вам раньше?!" На это я всегда отвечал стандартно: "Чем позже вы приходите в Клуб — тем лучше. Потому что с каждым месяцем, тем более — годом, занятия только лучшеют".
Мы строили, строили — и наконец построили!
Меня не интересовали чьи-либо оценки моей работы — меня интересовала сама моя работа: как ее сделать лучше. Мы просто жили и росли вместе — Клуб и я. И вот, спустя десять лет мы стали Большими и Успешными.
Вышли книги, они дали мне имя и увеличили приток людей в Клуб. В Клубе у меня уже появились ученики, они начали работать, и Клуб разросся тем более. Уже в большой, крепко стоящий на ногах и весело живущий Клуб стали с завистью заглядывать психологи со стороны и интересоваться методиками. Методики к тому времени уже приобрели стройность, а когда я их прописал, ориентируясь не только на себя, получилось еще двадцать книг.
Я стал уважаемый, и меня стали приглашать, как мэтра, в Университеты.
И что же я там увидел?
Зная преподавателей нашей кафедры психологии, мне жалко студентов, которые выдерживают огромный конкурс, чтобы у них учиться…
Психологические факультеты на недостаток студентов не жалуются. Конкурс серьезный, поэтому состав — качественный, включая тех, кто учится на коммерческой основе.
Студенты-психологи, IV курс факультета психологии одного московского Университета, проходят практику в моем Клубе. Впечатлений очень разных много и у них о Клубе, и у меня — о них. Взаимное знакомство завершилось, расстаемся, они спрашивают меня, какие у меня к ним чувства. Я не стал кривить душой и ответил: "Чувство острой жалости".
Потому что я видел их, как задиристых и бодро лающих щенков, которых вот-вот выпустят из вольера — в жизнь. А миски с кашей там им — не будет, и волки голодные неподалеку.
Они славные теоретики, но к реальной практической работе, как психологи, совершенно не готовы. На что они будут жить? А если жить не на что, кому они пойдут продаваться?
Я уверен, что они старательно учились, но учиться им было мало чему. Не буду обсуждать причины, но приложимую к жизни практическую психологию, да чтоб еще на такую психологию жить можно было — такой психологии в известных мне российских институтах пока не преподают.
Большинство сильных практики из институтов ушли, и я их так понимаю! Когда-то, наверное очень давно, Институтская Наука была глотком свежего воздуха для всех мыслящих людей. Потом свежий воздух ушел, на кафедрах стало серо и пыльно, но остался престиж, стабильность и зарплата. А когда стабильным оказалось только отсутствие зарплаты — что могло удержать в институтах толковых людей?
Сильные практики ушли не в никуда — они ушли в жизнь. Они создали фирмы свои или сотрудничают с кем-то. Они теперь заняты тем же творчеством, своим делом, но они на свободе, а денег стало немного побольше.
А самое главное, студентам преподают теорию. Теорию психологии. То есть вроде бы ту же психологию, но на самом деле совсем не ее, а некоторые свои (или чьи-то) по поводу нее размышления. А потом требовательно спрашивают их на экзамене.
Даю наугад названия экзаменационных билетов и свои к ним комментарии — как психолога-практика.
"Критерии возникновения психики по Северцову".
"Методы наблюдения в психологии".
"Теории памяти".
Студенты забивают себе этим мозги, к третьему курсу теряют интерес к психологии, к четвертому — приобретают интерес к пиву и сигаретам.
Но учебный процесс идет, и через пять лет студенту вручают диплом и выпихивают в жизнь. Кого из него сделали? Психолога? Нет. Психологом он не стал.
Студентов можно готовить в Университетах. Мастеров — только в Мастерских. За всю историю человечества по-настоящему себя оправдала, похоже, только одна система обучения: прямое обучение ученика у Мастера.
Ученик приходит к Мастеру. Если он Мастеру приглянулся, он может остаться рядом с ним.
Теперь Мастер работает, ученик учится ему помогать. Стоит на подхвате, бегает, куда надо.
А обучение уже идет: ученик вживается в режим работы Мастера.
Потом ученик Мастеру уже помогает.
Позже Мастер включает ученика — теперь уже Подмастерье — в работу. Идет практика — умная практика. А что касается теории…
Будущий Мастер освоит все необходимые книги без какого-либо контроля извне. Они будут ему нужны не для сдачи экзамена, а чтобы хорошо сделать то, что ему сделать нужно, и поэтому он будет их читать.
И скоро ученик станет — Мастером.
Простите, но лично вам я порекомендую поступить в Университет. Дело в том, что вы ленивы, и поэтому без палки, самостоятельно, заниматься вы не будете. Чтобы быть Учеником, нужна самодисциплина, что, естественно, у вас не наблюдается.
Если, конечно, Мастер будет настолько заботлив, что будет по необходимости, то есть регулярно, к вам и палку применять, то — дело другое и вам повезло исключительно. Но так выкладываться и обременять себя согласен далеко не каждый Мастер, поэтому надеяться на это — сложно.
Университет же, как место принудительной интеллектуальной работы, все необходимые вам условия создает. Думать вы там, скорее всего, не научитесь, но хоть каким-то, то есть устраивающим государство, специалистом — станете. Да, и диплом государственного образца получите, это полезно, потому что на первых порах помогает запугивать того, кто их уважает.
Страницы моей жизни: «Мои родители», «Моя учеба в МГУ», «Вход в профессию», «Мы — дети» и — «Моя семья».